Тендером по коммуналке

«Обращаемся к вам как к последней инстанции. С 1992 года в доме № 24 на улице Зои Космодемьянской протекает крыша. Из-за грибка, постоянной сырости муж заболел туберкулезом. После неоднократного обращения во всевозможные инстанции приезжали комиссии разных рангов. Пожарные даже запретили пользоваться электричеством в одной из комнат нашей квартиры. Наконец в одном из официальных ответов обозначилась дата ремонта крыши - сентябрь-октябрь 1999 года. На дворе уже май 2000, а воз и ныне там. Последний дождь пережили как настоящее бедствие: даже там, где не текло, залило квартиры до второго этажа. Как нам жить дальше?»

7 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №796 от 7 июнь 2000

«Обращаемся к вам как к последней инстанции. С 1992 года в доме № 24 на улице Зои Космодемьянской протекает крыша. Из-за грибка, постоянной сырости муж заболел туберкулезом. После неоднократного обращения во всевозможные инстанции приезжали комиссии разных рангов. Пожарные даже запретили пользоваться электричеством в одной из комнат нашей квартиры. Наконец в одном из официальных ответов обозначилась дата ремонта крыши - сентябрь-октябрь 1999 года. На дворе уже май 2000, а воз и ныне там. Последний дождь пережили как настоящее бедствие: даже там, где не текло, залило квартиры до второго этажа. Как нам жить дальше?»

Таких писем в редакции множество. Текущие кровли, разбитые подъезды, неухоженные дворы - все это, увы, продолжает иметь место. Жилищно-коммунальная реформа, на которую уповали хозяйственники всех рангов, откровенно зависла: малейшее повышение тарифов на ЖКУ, предусмотренное реформой (к 2004 году - 100 процентов оплаты ЖКУ за жильцами), вызывает справедливое возмущение народа. Неплатежеспособность населения - это одна из причин той разрухи, что царит в коммуналке.

Согласно все той же реформе предполагалось решить проблемы с помощью так называемых тендеров, проще говоря, конкурсов между жилищными предприятиями. И вот с февраля прошлого года произошли изменения во взаимоотношениях между администрацией и коммунальными предприятиями города Владивостока. Стали заключаться договоры на содержание жилья на тарифной основе, согласно которым расходы распределялись 50 процентов - население, 50 - бюджет. «Благодаря» своеобразной застройке Владивостока, особенно ведомственного жилья, когда ЖЭУ располагалось в одном месте, а обслуживаемые им дома были разбросаны по всему городу, возникал ряд неудобств. Поэтому в администрации города приняли решение скомпоновать лоты по территориям и закрепить их за предприятиями ЖКХ, которые пройдут специальный конкурс. Конкурс прошел. Но что изменилось в работе коммунальных служб города? Как это отразится на нас, потребителях? Мнения теоретиков, готовивших и проводивших тендер, и практиков, которым предстоит работать в иных условиях, расходятся.

Теоретики: Будем лучше работать

Рассказывает заместитель начальника управления муниципального заказа по ЖКХ городской администрации, один из организаторов тендера Анатолий Сылка:

- Заявки на тендер подали более 20 эксплуатирующих предприятий. Конкурс был достаточно жесткий: по некоторым лотам число заявок на право обслуживания доходило до семи. При отборе претендентов компетентной комиссией рассматривались следующие показатели: число жалоб от населения, оперативность и эффективность работы по жалобам, отзывы жильцов о предприятии, производственная база и перспективность развития предприятия. Кроме того, МУПам было предложено просчитать и обосновать тарифы на обслуживание при соблюдении всех норм. Большую роль при отборе сыграла личность руководителя - он должен быть инициативным, деятельным, не сидеть сложа руки в ожидании бюджетных денег, а самостоятельно искать пути выхода из финансовых затруднений. В итоге конкурса, прошедшего в два этапа, право на обслуживание домов получили 16 муниципальных предприятий. Кроме того, в апреле подобный тендер прошел и для предприятий, обслуживающих лифты. Теперь Первомайский район находится под опекой ООО «Юлан», а все остальные - «Примлифтремонта». Может, на фоне многочисленных сломанных лифтов 300 отремонтированных за прошлый год незаметны, но тем не менее это результат. Тем более что ремонт лифтов обходится казне в копеечку: катушка стоит порядка 1500 рублей (к слову, варвары, раскурочивающие лифты, получают за нее максимум 200), двигатель - 7-12 тысяч рублей. А в том же прошлом году жертвами «металлистов» стали 500 лифтов.

Сейчас идет установка металлических дверей на машинные отделения в тех домах, где лифты действуют. Сегодня предприятия закупают диспетчерские пульты «Обь», которые фиксируют любое проникновение в машинное отделение. На сегодня составлен график ремонта нерабочих лифтов. Закупили комплектующие на 200 тысяч рублей. В стадии подписания документы о выделении 774 тысячи рублей на покупку 60 двигателей и кабеля. Однако на все нужно время и деньги, поэтому не стоит обольщаться, что с поломанными лифтами будет покончено одним махом.

Более двух лет в бытность правления команды Черепкова коммуналка во Владивостоке была на положении падчерицы. В нее не вкладывалось ни рубля. Соответственно там, где раньше можно было обойтись поддерживающим ремонтом, теперь необходим капитальный. В управлении муниципального заказа скопилось огромное количество заявлений от граждан о ремонте систем отопления, фасадов, кровли. Однако безудержный рост цен на материалы не позволяет вести ремонт в тех объемах, которые планируются. Скажем, в прошлом году из 200 намеченных к восстановлению кровель удалось отремонтировать лишь 89. Конкретно по приведенному здесь письму могу сказать, что дом № 24 на улице Зои Космодемьянской стоит в списке на ремонт четвертым. Уже расписан подрядчик, проведена дефектовка. Проплачено 60 процентов стоимости материалов.

При подготовке к прошлой зиме эксплуатационниками промыто 50 процентов отопительных систем в домах, в 98 домах проведен капитальный ремонт, в 600 - текущий. Это, конечно, малая толика, но при нынешнем уровне неплатежей, скудном финансировании - тоже результат. Кроме того, уменьшается поток жалоб от населения.

Практики: снова делим

Эксплуатационники не разделяют столь оптимистичный настрой организаторов тендера. Вот мнение руководителя крупнейшего жилищно-коммунального предприятия «ПЖЭТ-4» Владимира Левченко:

- На мой взгляд, конкурс на предоставление коммунальных услуг среди предприятий Владивостока был попросту не продуман до конца. Не изучен рынок жилищно-коммунальных услуг. Нужно было собрать эксплуатационников, которые не один год работают в этой сфере, - возможно, были бы дельные советы и предложения. Я уже не говорю о справедливости решения комиссии в отношении тех или иных предприятий. Наверное, был смысл проводить конкурс поэтапно: сначала выставить на конкурс плохо обслуживаемое жилье, такого в городе достаточно еще со времен ведомств. А работающие в нормальном ритме жилищные предприятия пока не дергать. Или взять хотя бы раздел города на лоты. Конечно, та практика, когда небольшое предприятие обслуживало пять домов в одном районе города, три в другом, уже изжила себя. Но и то, как организаторы поделили территорию города, не выдерживает критики. Спросите у любого жилищника, реально ли небольшому предприятию со слабой базой обслужить до 450 тыс. кв. м жилья? А именно столько предусматривали предложенные нам лоты. Вот поэтому как такового конкурса с участием сторонних предприятий не произошло: в собственном соку варились те, кто уже работает в этой сфере. Более того, теперь нас столкнули лбами. Мы до сих пор не можем войти в нормальный ритм работы. Так получилось, что наше предприятие, одно из самых крупных, с серьезной базой, с квалифицированными кадрами, проиграло два лота более мелкому. Понятно, баллы - аргумент серьезный. Однако если во главу угла ставилась экономически обоснованная стоимость обслуживания, то где справедливость? У МУП «ПЖЭТ-4» она была ниже. Но даже и это не заставило бы меня как руководителя воевать. Но люди, работающие на этих территориях, остались социально незащищенными. Кого-то новые хозяева уволят. Если принципиально отнестись к делу, можно было бы без боя отдать эти лоты, забрав своих людей и оборудование. Возможно, я как руководитель предприятия так бы поступил, если бы смог трудоустроить своих 200-250 работников. Да и в пылу борьбы не стоит забывать о жителях, которые пострадали бы, если бы ушли квалифицированные кадры. А так получается, что новые хозяева берутся обслуживать жилье нашими кадрами, нашими наработками, только лучше. Что ж, время покажет. Но уже сегодня у жителей домов, которые теперь мы не обслуживаем, есть возможность сравнить, что они и делают.

Некоторые предприятия не согласны с результатами конкурса, об этом говорят судебные разбирательства. Но воевать не хочется никому. С приходом команды Копылова коммуналка немного вздохнула: нам буквально в считанные месяцы погасили налоги, уменьшилась задолженность по зарплате. Да - трудно, с большим скрежетом, но дело сдвинулось с мертвой точки. Тут - очередное новшество: реформа ради реформы, только так можно оценить прошедший тендер. Мы уже переживали всевозможные реструктуризации: бывшая городская власть пыталась разогнать крупные тресты. Как будет жить коммуналка Владивостока в нынешнем виде? Как это «новое» отразится на горожанах? Я лично ответить не берусь.

Автор: Елена МАНИНА, «Владивосток-ЕЩЁ!»