Помашем друг другу

Перед первой мировой войной на страницах не только владивостокских, но и московских газет появилась фамилия дальневосточного “летуна” - Смурова. Впрочем, в Приморье и в Маньчжурии среди авиалюбителей он был достаточно известен.

2 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №794 от 2 июнь 2000

Перед первой мировой войной на страницах не только владивостокских, но и московских газет появилась фамилия дальневосточного “летуна” - Смурова. Впрочем, в Приморье и в Маньчжурии среди авиалюбителей он был достаточно известен.

Весной 1911 года Седов приехал со своим “Фарманом” на Дальний Восток совершенно один, без помощников. Предварительно он был извещен, что в Харбине его ждет местный механик высочайшего класса. Им оказался Смуров. Впервые в жизни увидев самолет, да еще в разобранном виде, он быстро и точно собрал его. После этого Смуров сопровождал авиатора Седова в демонстрационных полетах по городам Дальнего Востока и Сибири.

Возвратившись в Харбин, Смуров загорелся идеей построить летательный аппарат с машущим крылом (орнитоптер, или махолет). Одну за другой он создавал модели машины с машущими крыльями, с каждым разом улучшая конструкцию. Крылья аппарата приводились в движение особыми передачами, проходящими от мотора. Несущая поверхность плоскостей в последней, пятой модели равнялась 13,5 квадратного метра, а вес всей машины без мотора - 3 пуда 12 фунтов (53 кг). Для пуска “птицы” в ход на аппарат должен быть установлен мотор в 3,5 лошадиной силы. Энергии такого мотора, по выкладкам изобретателя, было достаточно на 60-80 взмахов в минуту. По рассказам очевидцев, Смурову удавалось пролетать на своем орнитоптере на высоте восьми метров около полукилометра.

Осенью 1913 года Смуров приехал в Москву, захватив с собой последнюю модель махолета. Он посетил местных воздухоплавателей, рассказал о своем детище, просил помочь приобрести нужный мотор. Москвичи с интересом слушали своего темпераментного дальневосточного коллегу и на заседании “общества воздухоплавания” постановили выделить для сборки “аэроплана с бьющими крыльями” ангар на Ходынском аэродроме. Однако ни мотора, ни денег для него Смуров в Москве так и не нашел. И на этом следы дальневосточного изобретателя необычного летательного аппарата теряются.