1200 метров киноленты

Полеты Седова весной 1911 года над Владивостоком как бы подстегнули местных любителей авиации к энергичным действиям. Уже в конце года местный отдел Всероссийского аэроклуба послал одного из своих членов Стрельникова в Севастопольскую военную авиашколу. Срок обучения летному делу здесь колебался “от 2 до 4 месяцев в зависимости от способностей ученика, а главным образом, от погоды”.

2 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №794 от 2 июнь 2000

Полеты Седова весной 1911 года над Владивостоком как бы подстегнули местных любителей авиации к энергичным действиям. Уже в конце года местный отдел Всероссийского аэроклуба послал одного из своих членов Стрельникова в Севастопольскую военную авиашколу. Срок обучения летному делу здесь колебался “от 2 до 4 месяцев в зависимости от способностей ученика, а главным образом, от погоды”.

Стрельникову повезло - он занимался под руководством первого русского летчика Михаила Ефимова. Впрочем, Стрельников был способным учеником и быстро освоил курс летной науки, получил звание “пилота-авиатора” и к лету следующего года возвратился во Владивосток. Владивостокский аэроклуб купил самолет. В августе 1912 года Стрельников совершал на этом аэроплане удачные полеты даже в вечернее время. Газеты того времени писали: “Несмотря на темноту, авиатор почти без разбега отделился от земли у трибуны ипподрома и, уверенно сделав один круг и две восьмерки, опустился”.

В это же время владивостокцы наблюдали полеты заезжей авиазвезды - летчика А. А. Кузминского, совершавшего авиатурне по городам и весям Дальнего Востока. Полеты Кузминского, занимавшегося авиацией ради спорта, по мнению журналистов, “отличались большой смелостью и красотой”.

В мае 1913 года во Владивостоке состоялся первый в истории города праздник воздушного флота. После “совершения молебствия учащиеся городских школ с флагами в сопровождении двух оркестров прошли процессией по городу. В Адмиральском и Невельском садах состоялись народные гулянья, устроенные с целью увеличения сбора” пожертвований на авиацию. Толпы людей штурмовали “Гранд-иллюзион”, чтобы увидеть сенсационную киноленту длиною в 1200 метров под названием “Любовь авиатора”.

На местном ипподроме за штурвал самолета поочередно садились шестеро доморощенных авиаторов из первого выпуска школы при местном аэроклубе. Среди них специалисты выделяют братьев Виталия и Всеволода Сущинских. О старшем из них, Виталии, “Далекая окраина” сообщала, что это вполне опытный, смелый и выдержанный авиатор. Сущинский-старший “доказал это при первом же подъеме, взяв сразу большую высоту и, несмотря на сильный ветер, произвел смелые эволюции в воздухе”.

Впервые в 1913 году владивостокцы видят в небе сразу два летательных аппарата. Один из них - военный аэроплан “Блерио”. На нем поручик Усов прилетел во Владивосток из Спасска. Причем расстояние от Никольск-Уссурийского (Уссурийск) до Владивостока он покрыл за 53 минуты. Тогда это считалось невероятным, так как все гражданские летчики поднимались в воздух на 15-20 минут, не больше.

Еще за год до этого в селе Спасском (Спасск-Дальний) был создан второй в России авиаотряд, где занятия летным делом, как писали газеты, поставлены на должную высоту. При авиаотряде была открыта школа военных летчиков. Часто совершались довольно продолжительные полеты, например, Спасское - Никольск-Уссурийский - Шкотово или Владивосток. Нередко происходили авиакатастрофы, и, как упоминала печать того времени, не всегда благополучно кончавшиеся для летчиков.

В 1913 году благодаря “гастролям” авиатора Кузминского полеты аэроплана увидели наконец-то и в Никольск-Уссурийском. Здесь же открыл свое “авиадело” один из выпускников Владивостокской авиашколы А. В. Лагутин. В Никольске не было ипподрома, вместо него работал беговой круг в излюбленном месте отдыха “Зеленом острове”. На нем проводили не только конские бега, но и велосипедные и другие спортивные соревнования.

C этого места весной 1914 года и решил подняться над Никольск-Уссурийским Лагутин. Из Владивостока он привез “Фарман”. Посмотреть полеты собралось немало никольцев. Но как они были разочарованы, когда самолет, пробежавший несколько сажен по беговой дорожке, свернул вправо и задел своим крылом финишную доску. Еще минута, и весь аэроплан представлял собой бесформенную груду обломков. Авиатор Лагутин с трудом выбрался из-под них, проклиная чересчур любопытных зрителей, выскочивших на поле и тем самым заставивших пилота свернуть в сторону. Не повезло Лагутину и с демонстрацией полетов в Харбине: здесь сразу же после взлета он вынужден был приземлиться на соседнем с ипподромом картофельном поле.

Едва оперившись, русские авиаторы мечтали о покорении расстояний между Европой и Дальним Востоком. В 1912 году группа летчиков собиралась свершить перелет из Берлина через Москву, Урал, вдоль Транссибирской железной дороги до Владивостока, а оттуда - в Токио. Журнал “Вокруг света” в 1913 году информировал читателей о планах перелета на аэроплане из Владивостока до германской границы.

Сегодня полеты пионеров авиации могут показаться до смешного простыми. Но не будет преувеличением, если сказать, что каждый полет на примитивнейшем летательном аппарате в начале века был таким же событием для современников, как для нас в 60-х годах первые полеты в космос.