ЗаЛОГ развития Владивостока

Давайте смотреть правде в глаза. Город в кризисе. И уже довольно давно. При таком управлении это естественно - “Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет”. Десятилетний период межвластия и межеумья почти полностью вычерпал запас прочности, что закладывался годами. Сейчас мы выскребаем последнее, ложка уже шкрябает по дну, и раздаются очень неприятные звуки. Но что будет, когда вычерпывать будет нечего?

1 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №793 от 1 июнь 2000

Кому нужен наш город?

Давайте смотреть правде в глаза. Город в кризисе. И уже довольно давно. При таком управлении это естественно - “Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет”. Десятилетний период межвластия и межеумья почти полностью вычерпал запас прочности, что закладывался годами. Сейчас мы выскребаем последнее, ложка уже шкрябает по дну, и раздаются очень неприятные звуки. Но что будет, когда вычерпывать будет нечего?

До конца 80-х годов Владивосток развивался строго по плану. Из Москвы следили, держал руку на пульсе крайком, в городской власти царила разумная преемственность. А самое главное - была у народа простая и понятная уверенность в самом статусе нашего города. Форпост страны на Дальнем Востоке - это вам не хухры-мухры. Но уже в конце 80-х городу стало тесно. Налаженная под нужды закрытого порта инженерная и транспортная инфраструктура работала явно с натугой, со скрипом. Стали готовить проекты реконструкции. Но тут все пошло по Ленину: “верхи” не могли. И союзные не могли, и российские не могли, и наши городские тоже. Не до экономики им было, не до проектов на 10-15 лет вперед.

Десять лет назад - в эти дни юбилей - во Владивостоке стала формироваться новая власть. Предполагалось, что все ее учреждения, как диски у пирамиды, будут нанизаны на ось городского совета. Вышло иначе - чехарда градоначальников. За десять лет их сменилось семь. Несколько лет городом вообще руководили и. о. А пока мы вглядывались в их лица и привыкали к их фамилиям, Союз распался, город открыли, экономику изнасиловали, а про вооруженные силы почти забыли. Скрепы, на которых сто с лишним лет воздвигался Владивосток, оказались расшатаны, а некоторые и просто обвалились.

Кому сейчас нужен город Владивосток? Нам, его жителям, это понятно. Мы здесь живем и жить будем. В этот кусочек суши и моря впрессованы наша жизнь, наши воспоминания, наши мечты, здесь живут наши родные и близкие. Государству? Как бы скудно ни содержало оно своих подопечных, но лишиться опорной точки в развивающемся регионе не может. Но кому еще? Нужен ли Владивосток тем, у кого есть деньги и технологии, у кого предпринимательская сметка и деловая энергия? А зачем он им?

Как порт? С этим готова поспорить та же Находка. Сегодня многие компании ушли из Транссиба, к которому мы намертво прикручены.

Как судоремонтная база? Что ж, давайте попробуем качеством и дешевизной работы передавить тех же корейцев, которые во время кризиса два года назад сдавали золотые украшения в фонд помощи государству. Когда получится - и будем говорить.

Как центр туризма? Без комментариев.

Сейчас многие ищут pаботу, многие боятся ее потерять. Каждый по-новому, куда строже, оценивает себя, свою работоспособность, свою квалификацию. Приходится приноравливаться к очень жесткому миру конкуренции. Толкаться локтями. И Владивосток сейчас тоже ищет работу. Ищет работу на мировом рынке городов. Рынок давно сложился, мы здесь новички, и нас никто не будет водить за руку. Если сами не вырвем СВОЙ КУСОК – останемся без штанов, в лучшем случае на правах бедного родственника. Не верите?

“Харьков, не имеющий никаких естественных выгодностей ни для торговли, ни для промысла, без большой воды, даже без хорошей реки, на грунте топком и грязном” опередил в свое время Полтаву, Нежин и Сумы, превосходившие его по размерам.

“Город Одесса расположен на берегу Черного моря, и порт его, открытый со всех сторон и для всех ветров, не представляет никаких удобств для коммерческого флота”. Спустя полвека неудобный город оттеснит Херсон, Николаев, Аккерман.

Самара превзойдет Казань и Симбирск. Расположенные на Сибирском тракте Омск, Томск, Красноярск и Иркутск оттеснят некогда процветающие Пельм, Сургут, Нарым, Енисейск, Братск, Усть-Илимск.

В 1897 году столицей Дальнего Востока был Благовещенск (32,8 тысячи жителей), самый населенный российский город за Байкалом. Прошло чуть больше полувека, и Благовещенск со своими 95 тысячами жителей далеко отстал от новой дальневосточной столицы - Хабаровска (323 тысячи жителей).

Думаете, нас ждет другая судьба, если мы не впишемся в мировые рынки финансов, технологий и кадров? На свете немало захолустных городов, заботливо коллекционирующих экспонаты былого величия. Привлекательность города - это не раз и навсегда данный ему признак, как отпечатки пальцев, ее нужно завоевывать и отстаивать.

У каждого времени свои вызовы

На мой взгляд, необходимо прежде всего отказаться от устарелых штампов: город-порт, город моряков, город рыбаков. Да, это наша история, наша слава. Но у каждого времени свои вызовы. Штурмовать Грозный по тем же канонам, что и Берлин, опасно, военные это поняли. Оценивать экономику по объемам выплавляемого чугуна - бесперспективно, поняли хозяйственники. Основывать будущее города на пропагандистских формулах советской эпохи - безответственно, мы все это должны понимать. Да, морская и рыбацкая стезя по-прежнему останется уделом тысяч горожан, с ней связаны многие владивостокские семьи. Но пусть не обижаются на меня люди морских профессий, к их труду отношусь с уважением, - не может почти миллионный город зависеть от неожиданностей охотоморской путины или причуд рынка перевозок в Юго-Восточной Азии.

“Физиология” городского социально-экономического организма гораздо сложнее. Да, город - это производственная система, это предприятия разных отраслей, но это и множество рынков. Не колхозных рынков с редиской и свиными головами, а экономических рынков. Здесь переплетены рынки рабочей силы и финансовых ресурсов, рынки различных видов оборудования, сырья и полуфабрикатов, рынки электроэнергии, тепла, воды и газа, рынки производственных площадей и очистных сооружений. Город - это место, где формируется и перераспределяется стоимость, созданная десятками тысяч рабочих мест, где взимаются налоги, куда поступают трансфертные платежи.

Потоки товаров и услуг связывают город с другими городами. Город - это машина контактов, он играет совершенно особую роль в экономике, не сводимую к фразам: “город химиков”, “город рыбаков” и т. д. Город - это место, где стыкуются, согласовываются, взаимоувязываются интересы самых различных экономических групп и социальных слоев. И все это сложное переплетение часто противоречащих друг другу интересов на ограниченной территории, эту маленькую вселенную регулирует городская власть. Поэтому задача городской власти куда сложнее и объемнее, чем только “скорая езда на почтовых, энергичное взимание недоимок, походы против обывателей, устройство и расстройство мостовых, обложение данями откупщиков и т. д.”.

Автор: Валентин ЛОГНЕНКО, кандидат на пост главы администрации г. Владивостока