Маркой воду не испортишь?

Захотелось испить водички. Да не простой, а минеральной. Хорошо бы «Шмаковской». И вот бутылка с желанной жидкостью у меня в руках, осталось только открыть пробку. Да не тут-то было, пробка на пластиковой бутылке не поддалась и уступила лишь усилиям десантного ножа. А вот другой пример. Купленная моими знакомыми бутылка с напитком «Буратино» просто-напросто выстрелила в руках. Взвившаяся в воздух пробка с такой силой стукнула в потолок магазина, что чуть не посыпалась штукатурка. Таких случаев масса. Сам собой напрашивается вопрос: кто следит за качеством питьевой воды в бутылках и следит ли?

31 май 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №792 от 31 май 2000

Захотелось испить водички. Да не простой, а минеральной. Хорошо бы «Шмаковской». И вот бутылка с желанной жидкостью у меня в руках, осталось только открыть пробку. Да не тут-то было, пробка на пластиковой бутылке не поддалась и уступила лишь усилиям десантного ножа. А вот другой пример. Купленная моими знакомыми бутылка с напитком «Буратино» просто-напросто выстрелила в руках. Взвившаяся в воздух пробка с такой силой стукнула в потолок магазина, что чуть не посыпалась штукатурка. Таких случаев масса. Сам собой напрашивается вопрос: кто следит за качеством питьевой воды в бутылках и следит ли?

Оказывается, есть у нас в Приморье такая государственная организация «Приморпродуктконтроль», которая с 1 мая нынешнего года начала лицензирование продающейся в Приморском крае природной питьевой и минеральной воды. Отныне и навсегда на каждой бутылке с водой будет наклеена региональная защитная марка, которая станет гарантом качества питьевой воды. Работа по упорядочению деятельности по производству, розливу и оптовой реализации воды начата в связи с постановлением губернатора Приморского края от 4 апреля 2000 года № 326 «О мерах по предотвращению попадания на потребительский рынок ПК некачественной и фальсифицированной минеральной и природной питьевой воды». Сергей Потий, директор государственного унитарного предприятия «Приморпродуктконтроль», отметил, что к ним поступает немало жалоб на качество питьевой воды. В связи с этим в Приморье вводится система маркировки продукции, что, соответственно, усилит борьбу с появлением на рынке низкокачественной, опасной для здоровья и фальсифицированной продукции. Новая марка будет представлять собой совмещение защищенной полиграфии и голограммы. Стоить эта штучка будет около рубля (не дороговато ли?). Все зависит от объема - чем больше бутылка, тем дороже марка. Пользу от нее надеются получить, тем более сейчас, когда поднимают голову сезонные производители, то есть те, кто пытается под прикрытием раскрученного имени продать воду из-под крана.

Те, кто стоит за введение маркировки, убеждают в эффекте. Не стоит думать, что маркировка не поможет. Посмотрите на ту же водку. Борьба с фальсифицированной алкогольной продукцией ведется с середины

90-х, и только после введения марки нового образца поддельной водки стало меньше, говорят в «Приморпродуктконтроле». Да и опыт других регионов дает понять, что марочная система контроля действительно эффективна. Марки «Приморпродуктконтроль» заказывает в Москве и Сибири на закрытых предприятиях, которые имеют лицензию на производство данной продукции. Подделать такую марку практически невозможно, совмещение полиграфии и голограммы очень дорогое удовольствие, и мало кто согласится на большие затраты ради сомнительной выгоды.

Маркировка пока не вводится на всю безалкогольную продукцию - газированные напитки и лимонады, но в скором времени этого стоит ожидать. Ведь мало кому хочется пить сильно газированный напиток, подкрашенный содержимым из пакетика «Юпи» или «Инвайт», а ведь стоит пойти на такую маленькую хитрость, и обычная минералка становится лимонадом.

- Конечно, можно ожидать волны недовольства со стороны производителей и оптовиков, - говорит Сергей Потий, - но это и понятно, кому хочется платить налоги за продажу всей продукции легально, когда можно спокойно сбывать воду подпольным путем, то есть скрывая от налоговиков. Что же касается наклеивания марок на бутылки, то тут есть несколько способов. Первый - вручную прикреплять значок к бутылке, или второй - купить у нашего предприятия специальные маркировочные пистолеты.

Сергей Николаевич оказался прав, производители действительно остались недовольны нововведением. Вот что по этому поводу сказал заместитель директора «Минеральных вод» Андрей Скачко:

- Наклеивание приведет к подорожанию воды примерно на рубль, так как для этой операции придется закупать новое оборудование. Старое не предназначено для автоматического наклеивания марок, а вручную никто наклеивать не станет - слишком утомительно. Что касается лицензирования водной продукции, то я «за», ведь в последнее время появилось много подделок, у которых не только цена низкая, но и качество.

Однако не все производители с надеждой смотрят и на лицензирование. Директор открытого акционерного общества «Ливония» Виталий Хрыкин считает, что «введение акцизов на воду - это просто-напросто очередная попытка повысить и без того высокие налоги. Расчет же на то, что поток фальшивой продукции иссякнет, нереален. Стоит посмотреть на проблему с поддельной водкой, сколько времени боремся?! А вот подорожание произойдет - стоимость бутылки повысится на рубль, желание населения покупать напитки снизится соответственно прямо пропорционально».

Еще одна проблема - оптовики, которым придется поднять цены на ввозимую и без того дорогую воду. Сергей Косинчук, представитель компании «Пивное море», занимающейся распространением «Красноярской» и «Сельтерской», правда, предложил выход. Теперь на воду, которая завозится из-за пределов Приморского края, чтобы не распечатывать упаковку, марки будут наклеиваться в пунктах розничной торговли самими продавцами. Хотя подорожания избежать все-таки не удастся, то есть цена поднимется примерно на рубль.

Маркировка продукции - это хорошо для покупателя, если смотреть со стороны повышения качества оной. Но другое повышение - цена товара может сильно ударить по карману покупателя, и он просто перестанет приобретать дорогую воду. Особенно сильно это стукнет по оптовикам, которые работают с водой из-за пределов Приморья, немногим легче отзовется удар и на наших, «родных» производителях. К тому же если не усилить и другие формы контроля, производители левой воды просто станут наклеивать на свои бутылки рублевые марки.

Грядущее лето покажет, насколько приморские жители примут нововведение и насколько действенна мера по ограничению потока фальшивой воды.

Автор: Ренат ЗАЙНУТДИНОВ, специально для «Владивосток-ЕЩЁ!»