Бензин не роскошь, а средство пополнения бюджета

Повышение цен на автомобильное топливо никому не нравится, но произойдет непременно.

31 май 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №792 от 31 май 2000

Повышение цен на автомобильное топливо никому не нравится, но произойдет непременно

Волна бурных дискуссий в московских коридорах власти о необходимости увеличения акцизных сборов с торговли бензином как-то улеглась. Решение не принято, все остается как есть, но складывается ощущение, что это лишь затишье перед бурей.

И к появлению такого ощущения есть все основания.

Еще зимой 2000 года, когда произошло падение мировых цен на нефть, в правительстве заговорили о том, что поступления в бюджет в связи с этим обстоятельством сократятся и надо искать дополнительные источники доходов. И взоры мытарей и сборщиков различных платежей алчно обратились к самому любимому клиенту: рядовому потребителю. Вновь зазвучали знакомые мотивы о том, что внутренние цены на топливо в России значительно отличаются от мировых и что эту несправедливость надо бы исправить. Если бы еще и средняя зарплата и пенсии были бы на уровне мировых…

Но тогда готовились президентские выборы, и правительство, руководимое премьером Путиным, не могло себе позволить столь непопулярный шаг, как повышение акцизной составляющей в цене на бензин. Теперь с президентом все ясно, правительство сформировано, и можно уже и забыть о голосах автомобилистов и по-простому заняться содержимым их кошельков.

Но что-то затормозилось. И это торможение в первую очередь связано с тем, что в Москве тихо и подспудно вовсю идет перетягивание каната: кто именно получит право на получение дополнительных средств после повышения цен на бензин – правительство или топливные монополии? На то, что такое повышение неизбежно, указывает такое количество обстоятельств, что странно, почему цены до сих пор еще сохраняются на прежнем уровне.

В конце 1999 - начале 2000 годов все основные государственные монополии дружно произвели повышение тарифов на свои услуги. На 30 проц. повысил цены на газ для электростанций “Газпром”, вслед за ним повысило на 16 проц. тарифы на электроэнергию РАО “ЕЭС”. МПС подняло тариф в конце года на 10 проц., а с начала января - еще на 15 проц. (итого - на 27 проц.). Повысили расценки на свои услуги и связисты. А производители топлива остались как бы в стороне от этого праздника жизни, но только по той причине, что доля государственной собственности в этом бизнесе значительно меньше, чем в других. Но именно государственные структуры и оглядываются сейчас на слишком уж задержавшиеся на одном уровне цены на бензин.

Понятно, что литр бензина - это не киловатт-час, и шантаж рубильником в данном случае неуместен, но торможение экономического роста, сокращение поступлений в бюджет просто заставят правительство пойти на поиск новых источников дохода, поэтому и говорят именно об акцизах. Называется даже ориентировочная цена на литр бензина – 12-15 рублей, и звучат успокаивающие заклинания чиновников о том, что это не скажется на росте инфляции.

Чем дальше от Москвы, тем спокойнее встречают на местах истерические заявления правительственных чиновников о необходимости шестикратного увеличения акцизов на бензин. Более того, во Владивостоке пока и не воспринимают угрозу кабинета министров как покушение на кошельки владельцев транспортных средств.

133 автозаправочные станции региона работают в обычном режиме и не наблюдают ажиотажного спроса. За неделю на 16 обследуемых АЗС население приобрело 504 тонны АИ-93 и 170 тонн А-76. Оставшиеся запасы составили 320 и 186 тонн, что составляет соответственно 60 и 95,7 процента. Это все в пределах нормы. На нефтебазах ситуация не менее спокойная. Так, на прошлой неделе на них было реализовано 52 тонны высокооктанового бензина АИ-93 и 48 тонн бензина марки А-76. Дизельного топлива продано на порядок выше, что составило 1160 тонн.

Как сообщил “В” главный инженер “Приморнефтепродукта” Евгений Разник, компания активно ведет закупки всех видов автомобильного топлива. Дабы уберечься от возможных кризисов. Ведь не секрет, что с наступлением лета многие нефтеперерабатывающие заводы приступают к капитальному ремонту своего оборудования и занимаются технологическим перевооружением производства. Нынешний год не стал исключением, правда, предприятия Ангарска, Хабаровска и Омска - основные поставщики продукции на Дальний Восток - не делают этого активно и массово. К тому же по традиции перед каждым повышением тарифов искусственно создается дефицит горюче-смазочных материалов. Нашему краю такой дефицит пока не грозит. Даже с наиболее ходовой соляркой. В конце мая на обследуемых оптовых предприятиях специалистами краевого комитета государственной статистики было зафиксировано 888 тонн дизельного топлива и 2937 тонн различных марок бензина, причем складирование производится опережающими темпами. Запасы пополняются по графикам, особенно по линии крупнейших предприятий нефтяного бизнеса края.

На заявления бывшего министра по налогам и сборам России Александра Починка о дополнительных сборах в федеральный бюджет за счет подорожания топлива до сих пор не отреагировали производители нефтепродуктов Сибири и Поволжья. А стало быть, и вся продукция реализуется на местах по прежним ценам. По данным госстатистики, бензин марки А-76 отпускался по средней цене от 5,54 рубля в Надеждинском районе до 6,4 рубля за литр в Тернейском районе, а бензин АИ-93 продавался в пределах от 6,98 рубля в Артеме до 7,85 рубля за литр в Тернейском районе.

Более того, мнение московских налоговиков о необходимости поднятия максимальных тарифов до 10-11 рублей за литр коммерческий директор “Приморнефтепродукта” Валерий Кудряшов считает необоснованным. Но даже если правительство протащит через Госдуму решение о новых акцизах, это не означает, что моментально и тарифы поднимутся. Расти они могут поступательно, а не на треть одним махом. К тому же необходимо время на продажу старых запасов топлива. Так что до конца июня изменений в ценниках на автозаправочных станциях не предвидится точно. Что будет дальше - посмотрим...

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"