Облики прошлого века

Этот небольшой деревянный ящичек, обтянутый серой парусиной, несмотря на свой неброский вид, без преувеличения один из самых интересных экспонатов, хранящихся в собрании музея им. В. Арсеньева.

25 май 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №789 от 25 май 2000

Этот небольшой деревянный ящичек, обтянутый серой парусиной, несмотря на свой неброский вид, без преувеличения один из самых интересных экспонатов, хранящихся в собрании музея им. В. Арсеньева.

“Его благородию Александру Ивановичу Петрову, - четко выведено на ткани черной тушью. - Мичману 46-го флотского экипажа. В экспедицию капитана 1-го ранга Невельского, в Аян. Посылка на шесть руб. серебра”.

Что же обнаружил молоденький мичман в посылке, отправленной ему любящими людьми из блистательного Санкт-Петербурга за тридевять земель в далекий, богом забытый Аян? Портреты! Впрочем, это только на первый взгляд они выглядят как обычные снимки - три портрета, каждый в рамочке под стеклом, в черном паспарту. Но рассмотреть их можно только под определенным углом освещения. Иногда изображение совсем пропадает, а временами кажется, что это негатив. Но это дагеротип!

Дагеротипия - первый способ фотографирования - была изобретена в 1839 г. парижанином Луи Жаком Дагером. Серебряная пластинка, обработанная йодом, “запоминала” изображение, которое проявлялось при обработке парами ртути. Чтобы получить такой портрет, “модели” нужно было неподвижно сидеть перед аппаратом не менее получаса. Но и в этих случаях эксперимент не всегда заканчивался успехом. Надо заметить, что такой портрет стоил довольно дорого - ведь первоначально пластинки изготавливались из чистого серебра.

Чуть ли не треть всех хранящихся в музейном собрании экспонатов - так называемые изобразительные источники. Это картины, негативы, слайды, кино- и видеоматериалы, фотографии и, конечно, драгоценные дагеротипы, донесшие до нас изображения людей, живших почти полтора века назад. К слову, никакой другой музей Сибири и Дальнего Востока сегодня не может похвастать подобными раритетами.

Автор: Ираида КЛИМЕНКО, старший научный сотрудник музея им. Арсеньева, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото)