В магазин не ходите без свидетелей

Свою «Прямую линию» мы посвятили наболевшему - правилам торговли и общения продавцов и покупателей. На вопросы читателей отвечала Ольга Панченко, начальник торговой инспекции управления торговли и бытового обслуживания администрации города Владивостока.

24 май 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №788 от 24 май 2000

Свою «Прямую линию» мы посвятили наболевшему - правилам торговли и общения продавцов и покупателей. На вопросы читателей отвечала Ольга Панченко, начальник торговой инспекции управления торговли и бытового обслуживания администрации города Владивостока.

- Здравствуйте, Ольга Александровна. Вот купила ведро картошки на «Слободе» - Баляева, 48, пришла домой, стала чистить, а она оказалась вся черная. Я показала ее продавцу, а она в ответ матом. Администрация рынка мне в помощи отказала. Что делать?

- В постановлении № 846 главы администрации города определена ответственность администраций торговых зон, которые отвечают за нарушение правил продажи, за продукцию, что реализуется на территории торговой зоны. Если они остались безучастны, обратитесь в Первореченский отдел торговли. Они контролируют администрацию торговой зоны и помогут вам разобраться в ситуации.

- «Прямая линия»? Я считаю, что в нашем городе абсолютно не соблюдаются правила продажи: на ценниках - минумум информации, страну-производителя напишут какую захотят. За корейские выдают китайские товары. Как-то я возмутилась, что меня обвесили. Продавец ответила, что если на 900 граммов обвес - 90, то все в норме. Получается, мы вообще никак не защищены...

- Существует порядок оформления ценников. На ценниках на продовольственные товары должны быть наименование, сорт, цена за килограмм. Также полностью сведения предоставляются по промышленным товарам, за исключением парфюмерных - там допустима неполная информация на ценнике.

Что касается страны-изготовителя, то ситуация складывается следующим образом. Челноки везут из того же Китая по две-три кофточки, сертификат качества и счет-фактуру не оформляют, им это невыгодно, количество товара минимальное. Сегодня многие предприниматели стремятся объединиться в союзы. Понимаете, если 10 человек привезут по три кофточки и совместно оформят на них сертификат, получится гораздо проще.

Вообще в торговлю пришли люди с улицы, не знающие элементарных правил. С 1 января этого года ввели ГОСТ, в котором указаны требования к обслуживающему персоналу. Администрация города сейчас создает консультационные центры, центры по переподготовке и повышению квалификации работников торговли. Многие продавцы понятия не имеют, что такое товарное соседство. К примеру, не знают, что нельзя продавать крупы, муку рядом с сигаретами и мылом. Кстати, в киоске шоколад, консервы не должны продавать. За это киоски штрафуются: за нарушение правил продажи статьей Административного кодекса предусмотрен штраф от трех до 20 минимальных размеров оплаты труда. Но все равно торгуют - выгодно.

- Я живу около оптовой базы на Калинина. Очень часто в контейнерах продают просроченные товары - со скидкой. Продавцы отвечают: «Подумаешь, чипсы месяц-другой просрочены, мы сами такие едим, зато они в два раза дешевле». И бабушки покупают своим внукам. Кто с этим должен бороться?

- Продажа товаров с истекшим сроком годности запрещена. Торговую точку за это могут оштрафовать. Если контролирующие органы предупредили, что товар должен быть снят с реализации, а его по-прежнему продают, за это уже накажет ст. 200 Уголовного кодекса.

Работа базы ОРПОК на Калинина постоянно на контроле, здесь действуют мобильные группы проверяющих, в которые входят налоговая, торговая инспекции. Естественно, мы не можем обещать, что завтра на этой базе будут работать без нарушений, но стараемся постепенно изменить ситуацию. Однако администрация базы совершенно безучастна к тому, что здесь творится. Заставить их прислушаться, к сожалению, очень сложно. Есть соответствующая статья Административного кодекса, которая определяет ответственность администрации торговой зоны, но она редко применяется, потому что сумма штрафа всего 50 рублей.

А еще хочу вам напомнить, что есть такое понятие, как культура потребления. Вы сами должны смотреть, что покупаете.

- Добрый день, меня зовут Елена. У меня два вопроса. Первый: я недавно купила дорогие колготки, а они не подошли мне по размеру. Принять их обратно или обменять в киоске отказались.

- Существует перечень товаров, которые не подлежат обмену или возврату, если в них не обнаружено брака. В этот список входят колготки, чулки, носки, нижнее белье, товары для профилактики и лечения заболеваний дома (грелки и т. д.), расчески, заколки, зубные щетки (даже если не вскрыта упаковка), парфюмерно-косметические товары, линзы, лекарственные препараты, товары бытовой химии, мебель, автомобили и мотовелотовары, животные и растения. В магазине должны были вас об этом предупредить.

- И второй вопрос: хотела померить на ул. Адм. Фокина спортивные лосины, а мне продавец отказала. Сказала, что они растянутся и потом их никто не купит.

- Вы вправе были потребовать примерки вещи, это не нижнее белье. Вы можете обратиться в городской отдел защиты прав потребителей. Посмотрите название ЧП, которому принадлежит киоск, и обращайтесь.

- Алло, я звоню со следующей ситуацией. Когда покупала юбку, обратила внимание на небольшие «морщинки» у пояса. Мне продавец пообещала, что их легко разгладить утюгом. Юбку я купила, вечером отутюжила, но дефект не исчез. На следующий день понесла юбку в магазин, а они деньги назад не возвращают.

- Вы должны написать заявление на имя директора торговой точки. В течение 10 дней администрация рассматривает ваше заявление и дает ответ. Если будут проблемы, звоните в городской комитет по защите прав потребителей по тел. 22-49-58. Специалисты помогут вам разобраться.

- Жена вчера купила йогурт. Он не просроченный, но кислый. Его можно было вернуть в магазин?

- Магазин отвечает за все, что в нем продается. В идеале по правилам приема товара продавцы должны попробовать любые продукты, как только они поступают в магазин. Конечно, на деле этого не получается. Но если вдруг продукты вызвали какие-то нарекания, то их магазин должен заменить, а потом, в свою очередь, обратиться к поставщику.

- Здравствуйте, будьте любезны, объясните, как правильно осуществляется денежный расчет с покупателями? Обязательно должен быть кассовый аппарат?

- Обязательно при всех денежных расчетах. Правда, в мелкорозничной передвижной сети можно обойтись без кассовых аппаратов.

- Ольга Александровна? Это вас беспокоит житель Владивостока Юрий Иванович. На рынке на Спортивной не с кого спрашивать ни за обсчеты, ни за обвесы - на многих киосках нет названия ЧП. Обсчитают на пять-семь рублей, и не знаешь, на кого жаловаться.

- Нет вывески - запомните место расположения прилавка, в каком ряду стоит, и звоните прямо к нам, в торговую инспекцию, тел. 22-49-53. Вообще на каждом лотке обязательно должна быть вывеска с названием предприятия и режимом работы, но на Спортивной действительно на многих киосках вывесок нет. На таких предпринимателей составлено много протоколов и актов.

- У меня складывается впечатление, что кто-то заинтересован в том, чтобы этот бардак на рынке продолжался. Когда в конце концов порядок будет?

- Все, что можно, мы со своей стороны предпринимаем. На Спортивной работают группы проверяющих, чтобы поддерживать хоть какой-то порядок. Но администрация площади Спортивной не хочет расторгнуть договоры аренды с предпринимателями, которые нарушают правила торговли. Все равно покупатели туда идут - там дешевле.

- Это «Прямая линия»? Я в феврале купила весенние туфли, 1 мая начала их носить, а уже 10-го пошла сдавать в ремонт - каблук качался. Мастер сказал, там что-то с супинатором, скорее всего заводской брак. В магазине со мной даже разговаривать не захотели, у них срок возврата - месяц со дня покупки. Вы не могли бы мне разъяснить ситуацию?

- Сразу хочу сказать, что магазин нарушил правила продажи, установив месячный срок возврата обуви со дня покупки. Он должен составлять 45 дней. Для того чтобы понять, производственный это брак или нет, продавец проводит экспертизу, либо ее можете провести вы сами, а продавец оплатит счет. Дальше все зависит от результата экспертизы.

- А обязательно при этом мне иметь чек?

- Нет. С января вступил в действие закон о защите прав потребителей, согласно которому можно подавать претензию даже при отсутствии чека. Но при этом нужно иметь копию заявления-жалобы (подлинник оставляете в магазине на рассмотрение) на имя директора торгового предприятия, желательно подписанную продавцом. Оно подтверждает факт покупки на этом предприятии. Хорошо, если у вас будут еще и свидетели покупки.

- Здравствуйте Ольга Александровна, вчера купила в магазине очки, буквально через 20 минут надела, а на них отвалилась дужка. В магазине не хотят очки поменять или вернуть за них деньги. Как быть?

- Вы должны написать заявление директору магазина, в течение 10 дней они его рассматривают. Одновременно с этим обратитесь в городской отдел по защите прав потребителей на Семеновскую, 3 и оформите претензию. Вообще очки попадают в категорию товаров, которые не подлежат обмену. Правда, если экспертиза покажет, что это производственный брак, то заменить очки можно.

- «Прямая линия»? Здравствуйте, хочу поделиться с вами проблемой. У нас около дома на «Красного знамени», 94 работает продуктовый магазин. Так вот, есть в нем одна смена продавцов, которая ведет себя абсолютно по-хамски. Слава о них распространилась на весь район, уже стараемся в этот магазин не заходить.

- Вы должны обратиться к администрации магазина и записать жалобу в книге отзывов. Если реакции не будет, обратитесь к нам, в торговую инспекцию. Мы, в свою очередь, можем порекомендовать управлению имуществом не заключать с ними в дальнейшем договор. Мы не поступали так еще ни разу по простой причине: люди нам не жалуются. Наверное, хамство сейчас считается нормой. Вот вы сами написали свое мнение в книгу жалоб этого магазина?

- А разве ее кто-то читает?

- Конечно, проверяющие - обязательно.

- Меня зовут Тамара Михайловна. Хочу вот вам что рассказать: на ул. Адм. Фокина на кольце есть киоск, торгующий колбасой. Там продавцы завесили весы ценниками, ничего не видно. Я попробовала возмутиться, а они мне: мы не виноваты, что вам бог роста не дал...

- Надо посмотреть это предприятие, может быть, они специально весы прикрывают. А пока вам можно обратиться в отдел торговли администрации Фрунзенского района (она находится тоже на ул. Адм. Фокина) или к администрации торговой зоны «Золотой Рог», которой принадлежит площадь.

- Как-то в гамбургере я обнаружил кусочек ногтя. Правда, администратор кафе утверждала, что это пластмасса. Гамбургер мне заменили на новый. Говорят, за подобное в Америке можно в суд подать и выиграть огромную сумму. А что у нас законодательство говорит?

- Теоретически вы можете попробовать подать в суд, но для этого вам нужно найти свидетеля, который все подтвердит, наверняка администрация кафе этого не сделает. Вообще для нашей страны американская практика не подходит.

За качество своей продукции изготовитель несет ответственность. Его могут лишить сертификата, права заниматься этим видом деятельности. Можете обратиться в госсанэпиднадзор. Максимум, что для вас лично могут сделать - вернуть деньги за гамбургер.

- Ольга Александровна, у нас такая беда: муж получил пенсию и выпил с приятелями бутылочку. Ему показалось мало, пошел за второй. В магазине, видя, что он навеселе, ему дали сдачу с 500 рублей как с сотни. Он хватился только на следующее утро. Что нам теперь делать? Ведь это практически вся пенсия ушла.

- Сейчас, конечно, уже ничего. Нужно проверять деньги, не отходя от кассы. Есть порядок расчета с покупателями. Продавец четко называет сумму полученных денег и не прячет в кассу, а кладет на виду у покупателя. Пробивает чек, объявляет стоимость покупок, называет сумму сдачи и выдает ее вместе с чеком, только после этого убирает деньги, полученные от покупателя, в кассу.

- Зашел в кафе перекусить, купил у них обед, а пиво у меня было с собой. Так вот, мне не разрешили его выпить, якобы у них вообще не пьют, а тем более купленное в другом месте. Правы ли они?

- Нет, ни одними правилами не предусмотрено, что это запрещено.

- «Прямая линия»? Одно время говорили, что в пян-се, беляши, которыми торгуют на каждом углу, добавляется сомнительное по качеству мясо. Скажите, этих лоточников кто-нибудь проверяет?

- Конечно, у них на всю продукцию обязательно должно быть заключение СЭС.

- А у тех, кто торгует острыми корейскими закусками?

- Тоже, только торговать они должны расфасованным в пакеты или специальные стаканы товаром. Продавцы хитрят: продают на развес, а у этих закусок такие запахи, что мигом вызывают аппетит.

Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток-ЕЩЁ!»