Нэп под крышей ФСБ

10 мая группа общественных связей управления ФСБ по Приморскому краю совершила достаточно редкое в своей практике действие: разослала в редакции владивостокских газет пресс-релиз по поводу публикаций в местной прессе, в том числе и материала в газете “Владивосток”, который вышел в свет под заголовком “НЭП под крышей ФСБ?”.

18 май 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №785 от 18 май 2000

К вопросу о журналистской этике и правоохранительной фривольности

10 мая группа общественных связей управления ФСБ по Приморскому краю совершила достаточно редкое в своей практике действие: разослала в редакции владивостокских газет пресс-релиз по поводу публикаций в местной прессе, в том числе и материала в газете “Владивосток”, который вышел в свет под заголовком “НЭП под крышей ФСБ?”.

Группа общественных связей сочла необходимым сообщить редакциям, что ситуация, складывающаяся вокруг находкинских рыбного и нефтяного портов, такова: 26 ноября 1999 года прокуратурой г. Находки по заявлению генерального директора АООТ Инвесткомпания “Первый порт” Веселова М. В. возбуждено уголовное дело по обвинению в злоупотреблении служебным положением. 16 марта 2000 года к этому уголовному делу было присоединено другое, возбужденное 14 декабря 1999 года по обвинению в том же преступлении по заявлению генерального директора ОАО “Находкинский нефтепорт” Ломая Б. Б. Расследование проводилось следственно-оперативной группой, в состав которой вошли сотрудники органов прокуратуры, МВД и ФСБ края. Все мероприятия, утверждает группа общественных связей, проводились в соответствии с действующим законодательством, а само дело находилось в производстве прокуратуры

г. Находки. В ходе расследования оперативная группа получила некие материалы, которые позволили сделать вывод, что преступные действия совершены согласованно одними и теми же лицами, были заранее спланированы, объединены на основе общих преступных замыслов в целях совершения тяжких преступлений в сфере экономики, что и заставило 20 марта 2000 года прокурора Приморского края издать постановление о передаче дела по подведомственности для дальнейшего расследования в следственный отдел УФСБ по Приморскому краю. В настоящее время дело в производстве. Проводятся следственные мероприятия.

Такова содержательная часть пресс-релиза группы общественных связей УФСБ. Из него остается совершенно непонятным, что именно заставило обратиться в редакции с разъяснением позиции силовой структуры, если бы не последний абзац:

“Хотелось бы напомнить отдельным представителям СМИ, что существует понятие “журналистская этика”, а при подготовке объективных материалов нельзя выслушивать мнение только одной заинтересованной стороны и делать потом весьма фривольные предположения и выводы”.

Понял ли из этого пресс-релиза не читавший публикации “НЭП под крышей ФСБ?” человек, что именно вызвало праведный гнев наших доблестных чекистов и обвинения журналистов в фривольности? Уверен, что абсолютно не понял. Потому что в ответе из ФСБ ни словом не говорится о содержании тех самых публикаций местной прессы.

А говорилось в них не о некоем хозяйственном споре, которых в нашем крае сотни, если не тысячи, а о тех методах, с помощью которых данный хозяйственный спор пытаются в настоящий момент разрешить силовики.

В той публикации мы ставили вопрос “НЭП под крышей ФСБ?”. Ставили его потому, что встретиться со всеми действующими лицами этой неприглядной истории, и в частности с начальником отдела ФСБ г. Находки Юрием Алешиным, мы не смогли при всем максимуме усилий, которые только было возможно приложить. И об этом было сказано в нашей публикации. Теперь, получив разъяснения в отношении журналистской этики и нашей фривольности в пресс-релизе из ФСБ, мы снимаем знак вопроса из заголовка той публикации. Более того, комментируя свой же релиз, сотрудники группы общественных связей пояснили, что Алешин и не имел права встречаться с журналистами, а нам следовало передать имеющиеся у нас факты и документы в ФСБ, чтобы впоследствии получить комментарий.

Если где-то в конституции России и написано что-то про свободу слова и мнений, то видимо оч-чень мелким шрифтом…

Добавим ко всему вышесказанному только одно краткое и документированное соображение. Находка никогда не отличалась спокойствием в криминальной среде, а хозяйственные преступления там совершались за последние годы чуть ли не ежедневно. Одна СЭЗ “Находка” дорогого стоит. И тот же прокурор Приморского края всего лишь год назад, в мае 1999 года, указывал в своих официальных документах, что СЭЗ и городские структуры ФСБ имели контакты, далекие от нормальных отношений между правоохранительным органом и хозяйствующим субъектом. Цитируем из справки прокуратуры: “по надуманным договорам о совместной деятельности между АК СЭЗ “Находка” и управлением ФСК (г. Находка) АК СЭЗ в качестве аванса приобретает для управления ФСК автомашину “Лендкруизер” стоимостью 42850 долларов США”, “АК СЭЗ в качестве предоплаты финансирует приобретение для управления ФСБ по Приморскому краю (г. Находка) материально-технического оборудования на сумму 10860000 рублей”…

Степень материального ущерба от деятельности СЭЗ, нанесенного государству, обсуждалась уже неоднократно. Да вот только что-то подсудимых не видно…

Новые следственные мероприятия уже в отношении других находкинских предприятий ведут те же люди.

Так что нам там рассказывали об этике и фривольности?!

Автор: Владимир Ощенко,"Владивосток"