Убить дельфина

В Древней Греции убийство дельфина всегда считалось делом постыдным и даже преступным, а люди, поднимавшие руку на это благородное морское животное, навсегда становились отверженными. То, что произошло во владивостокском дельфинарии весенним утром 19 апреля, назвать убийством с полной уверенностью нельзя, но так или иначе к смерти белухи, или северного дельфина, как его называют в просторечии, люди приложили свою руку. Что это было - трагическая случайность или преступная халатность, - решать не нам, а скорее, компетентным в этом вопросе органам, но вот разобраться в подробностях случившегося в любом случае стоит.

16 май 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №783 от 16 май 2000
В Древней Греции убийство дельфина всегда считалось делом постыдным и даже преступным, а люди, поднимавшие руку на это благородное морское животное, навсегда становились отверженными. То, что произошло во владивостокском дельфинарии весенним утром 19 апреля, назвать убийством с полной уверенностью нельзя, но так или иначе к смерти белухи, или северного дельфина, как его называют в просторечии, люди приложили свою руку. Что это было - трагическая случайность или преступная халатность, - решать не нам, а скорее, компетентным в этом вопросе органам, но вот разобраться в подробностях случившегося в любом случае стоит.

 Итак, обо всем по порядку. 22 ноября прошлого года Государственное унитарное предприятие "Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр" (ТИНРО-центр) заключило контракт с японской фирмой "Иокогама Хакейдзима Инк.", владеющей морским аквариумом, на продажу трех белух (один самец и две самки), живших во владивостокском дельфинарии.

По контракту между ТИНРО-центром и представителями Страны восходящего солнца японская сторона обязалась выплатить авансом за трех приобретенных белух 60 тысяч долларов, а остальную сумму в 120 тысяч "зеленых" перечислить позднее. Получалось, что голова каждого морского животного оценивалась весьма недешево, а именно в 60 тысяч долларов.

Ранним утром 19 апреля этого года приехавшие японцы и специалисты ТИНРО-центра начали операцию по транспортировке белух из владивостокского дельфинария в морской аквариум в Иокогаме. Для этого японской стороной были привезены необходимое оборудование и специальные контейнеры-ванны, в которых дельфинам предстояло лететь авиарейсом в чужой далекий город.

Когда первого самца белухи вытянули из морского вольера, привязав к его хвосту веревку, он начал проявлять повышенную активность и возбуждение. А как иначе! Представьте, что вас вытягивают веревкой за ноги из собственной квартиры, в которой вы прожили несколько лет. В любом случае это действие вызовет у вас сильнейший стресс.

Что же тогда необходимо было сделать, чтобы снять приступ возбуждения у животного? - спросите вы. В постановлении правительства России от 7-9 марта 2000 года "Об утверждении правил отлова и транспортировки китообразных" сказано, что предварительно необходима медикаментозная обработка животного с целью профилактики стресса и его последствий. А это значит, что прежде чем вытаскивать белуху из вольера, ветеринар должен был вколоть ей препарат успокаивающего действия. Именно этого, как известно, сделано не было.

А был ли ветеринар? В плане мероприятий по транспортировке белух, предусмотрительно заготовленном в ТИНРО, и в акте служебного разбирательства о его присутствии и проведении медикаментозной обработки не сказано ни слова. Хотя в одном из документов, фигурировавших позднее, записано, что обязанности ветеринара были возложены на некоего господина Жеравина В. К. Присутствовал ли он в тот день на территории дельфинария и чем занимался, сказать сложно.

Как бы там ни было, в результате всех этих действий дельфин начал метаться по вольеру и зацепился за одну из цепей конструкции дельфинария. После того как белуху распутали и вытянули все той же веревкой из вольера, японские специалисты погрузили его на специальные носилки, подцепленные к подъемному крану, для транспортировки по воздуху на берег. Стали поднимать. Но дельфин был настолько возбужден, что стал производить вращательные движения хвостом и всем телом. Один грудной плавник белухи вышел из специального разреза, и животное, продолжая вращаться, выпало из носилок с высоты двух метров прямо на мелководье с торчащими из воды камнями.

Дельфина вторично уложили на носилки, подняли и погрузили в контейнер-ванну. Осмотрев несчастное животное, состояние которого вызывало явные опасения, японцы решили оставить раненую белуху во Владивостоке, взяв взамен другого самца. Дельфин умер в тот же день, а результаты вскрытия показали, что причиной смерти послужили перелом позвоночника и кровоизлияние в правое легкое.

Разбирательство по этому делу было поручено Госкомэкологии Приморского края, а точнее, специалистам оперативной инспекции "Тигр". Кстати, поводом для него послужила публикация материала "Дельфин не увидит восходящего солнца" в газете "Владивосток" от 20 апреля этого года.

Слушание было назначено на 10 часов утра 11 мая. На него были приглашены исполняющий обязанности директора ТИНРО-центра Юрий Блинов и заведующий одним из секторов этой организации Владимир Клочков, на которого в свое время была возложена функция руководителя работ по транспортировке белух. К сожалению, эти люди в назначенное время не явились.

- В любом случае кто-то должен понести ответственность за случившуюся трагедию, - сказал на слушании начальник инспекции "Тигр" Сергей Зубцов. - С точки зрения закона "Об охране окружающей природной среды" было совершено экологическое правонарушение. И если вина ТИНРО будет доказана, речь может идти о возмещении ущерба, нанесенного природе. В данном случае с виновных предусмотрено взыскание в размере 600 минимальных окладов. Эта сумма равняется приблизительно 1 тысяче 750 долларам. Она несравненно мала по сравнению с 60 тысячами "зеленых", полученных ТИНРО-центром за продажу каждого дельфина.

Теперь, после того как японцы увезли в Иокогаму трех белух из шести, проживавших в нашем дельфинарии, во Владивостоке осталось всего два этих морских животных. Вот такая получается странная и в то же время печальная арифметика.

Известно, что беда не приходит одна. В тот же день один из работников дельфинария занимался покраской второго этажа надстройки. Несмотря на то, что коллеги рекомендовали в целях безопасности пристегнуться страховочным линем, он, к сожалению, этого не сделал. На следующий день, придя на службу, работники дельфинария обнаружили в море у самого берега бездыханное тело. То ли вода была слишком холодна и у человека попросту не выдержало сердце, то ли он не умел плавать, но факт остается фактом - буквально в один день море забрало сразу две жизни - жизнь человека и жизнь дельфина.

Вот так трагически закончилась эпопея с продажей белух в Японию.

Автор: Александр АЛЕКСЕЕВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"