Кесарю - кесарево, а Божие - Богу

Ваше Святейшество, с какими просьбами и чаяниями вы обычно обращаетесь в своих молитвах к Богу?

16 май 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №783 от 16 май 2000

- Ваше Святейшество, с какими просьбами и чаяниями вы обычно обращаетесь в своих молитвах к Богу?

- Как православный христианин и монах, я прошу Господа простить мои прегрешения, а как пастырь и Предстоятель Русской православной церкви, молюсь о всех ее верных и заблудших чадах, о нашей богохранимой державе, о народе ее и и о мире всего мира... Мне особенно дорога молитва оптинских старцев, в которой есть исполненные глубокого духовного смысла слова: “Господи, руководи моею волею и научи меня верить, надеяться, прощать и любить”.

- Говорят, что красота спасет мир. А что, на ваш взгляд, спасет Россию?

- Думается, что Достоевский, говоря о спасительной красоте, имел в виду прежде всего красоту духовную, которая преображает, просвещает и освящает все существо человека. Подлинное возрождение России, на мой взгляд, станет итогом многотрудного стяжания этой красоты, заключенной в истинной духовной жизни, то есть жизни, овеянной Духом Святым. Путь к познанию такой красоты лежит через человеческое сердце, которое каждому христианину надлежит очищать от греха и страстей. Убежден, что выход из кризиса для России неразрывно связан с возвращением к отеческой вере, к национальной духовно-культурной традиции, ибо, по слову благовдохновенной Псалтири, “если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его”.

- Вы родились в стране воинствующего атеизма. Что определило вашу монашескую судьбу?

- В отличие от России в Эстонии, где я родился, в 30-е годы православные христиане не боялись подвергнуться репрессиям за свои религиозные убеждения. Мои родители были глубоко верующими людьми, отец в зрелом возрасте принял священнический сан.

Большое значение для моего духовного становления и укрепления в вере стали паломничества, совершенные вместе с родителями на Валаам, в Пюхтицкий и Псково-Печерский монастыри. Красота и величие монастырского богослужения, общение с опытными старцами, исповедь и причастие в древних иноческих обителях оставили глубокий духовный отпечаток в моей детской душе.

Обучаясь в таллиннской русской средней школе, я прислуживал в храме, где служил мой духовный отец - протоиерей Иоанн Богоявленский, впоследствии епископ Таллиннский и Эстонский Исиодр. С самого раннего детства я осознал, что не мыслю своей жизни вне церкви. Это и определило мою дальнейшую судьбу пастыря, монаха, архиерея.

- Стоя на вершине духовной иерархической лестницы и являясь пастырем множества людей, считаете ли вы себя политиком?

- Полагаю, вы все-таки не имеете в виду, что миссия духовного окормления стада Христова есть занятие политическое. Ибо пастырское служение мыслится церковью как таинственное, благодатное деяние, на которое человек посылается самим Богом, тогда как политическая власть в современном мире делегируется людьми. И хотя церковь у нас согласно Конституции отделена от государства, мы пошли еще дальше, не благословив священнослужителям (но не мирянам) баллотироваться на выборах в законодательные органы власти всех уровней и вступать в политические организации.

Одновременно, как вы знаете, Русская православная церковь - один из немногих институтов современного общества, не растерявших народного доверия. Но влияние церкви на жизнь общества менее всего видится как политическое: оно носит прежде всего духовный, нравственный, культурный характер.

Позиция церкви по вопросу взаимоотношений с государственной властью общеизвестна. Она восходит к словам Господа Иисуса: “Отдавайте кесарю кесарево, а Божие - Богу”. Разумеется, церковь молится о властях и воинстве нашего Отечества, ибо убеждена, что всякая власть от Бога: дурная - нам в наказание и вразумление, достойная - нам в награду.

- Есть ли у вас друзья и совместима ли верная дружба с теми обязанностями и ограничениями, которые накладывает на вас сан?

- У каждого человека есть особо близкие ему по духу люди, которые на протяжении жизненного пути радуют его своим общением, разделяют с ним радости и горести, служат верной поддержкой в испытаниях. Без них наше земное бытие было бы несовершенным и неполным, ибо “нет уз святее товарищества”, как прекрасно написал Гоголь. Господь по милости своей посылал подобных спутников и мне. Бывает, конечно, что между чувством и долгом, между привязанностью и обязанностью возникает противоречие, однако это неизбежно. Жизнь во Христе есть наилучшее средство к гармонизации такого рода противоречий.

Впрочем, несение весьма нелегкого патриаршего креста, многочисленные обязанности и заботы почти не оставляют времени для личного общения. Но нередко по промыслу Божию вознаграждение человеку приходит как раз через то, от чего он, по видимости, терпит стеснение. Вот и мне Господь, посылая многие труды и очень напряженный ритм жизни, посылает и великую радость совместной молитвы и соработничества на ниве Христовой с многочисленными архипастырями, пастырями, монашествующими и мирянами нашей церкви. Общение с этими людьми, ставшими для меня второй семьей, я воспринимаю как истинное благодеяние Божие.

Автор: Ответы патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго на вопросы редактора газеты