Эшелон сала и горилки

Прибытия поезда “Харьков - Владивосток” с нетерпением ждут многие горожане. Но далеко не все приходят сюда, чтобы встретить своих друзей и родственников. Цель большинства встречающих куда как более прозаична - сало и горилка, “визитная карточка” хохляцкого образа жизни.

12 май 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №782 от 12 май 2000

Прибытия поезда “Харьков - Владивосток” с нетерпением ждут многие горожане. Но далеко не все приходят сюда, чтобы встретить своих друзей и родственников. Цель большинства встречающих куда как более прозаична - сало и горилка, “визитная карточка” хохляцкого образа жизни.

Харьковский поезд нередко опаздывает, но вожделеющий народ терпеливо ждет его прибытия, после чего сразу же оккупирует все подступы к вагонам.

- Подождите, дайте людям выйти, - осаживает толпу проводник. Он предусмотрительно не достает товар до тех пор, пока последний пассажир не сойдет на перрон в объятия встречающих.

Я совсем не разбираюсь в сале - не люблю, но судя по тому, как расхватывает народ этот продукт, сало хорошее. И дешевое - килограмм 40 рублей (50 и выше на владивостокских рынках). Правда, никаких весов здесь, разумеется, нет - куски сала разложены в прозрачные пакетики и навалены в мешок. Покупателям приходится верить “на слово” и выбирать свой кусочек, оценивая его лишь по внешнему виду.

- Смотри, Таня, вон хорошее - с мяском. - Это одна женщина, не сумевшая пробиться вплотную к мешку, но зорко наблюдающая за отбором, дает совет подруге...

Та, похоже, не слышит - этому мешает сильный гам. Проводник с разбегающимися глазами (попробуй, уследи за всеми да при этом успей взять деньги и отсчитать сдачу) кричит:

- Аккуратнее! Не надо его тискать! Эй, тетенька, куда, куда!!!

Старушка приняла оскорбленный вид:

- Сейчас я расплачусь, не волнуйтесь...

- Скажите, а это сало прошло ветеринарный контроль? - задаю дурацкий вопрос.

Проводник-продавец оскорбился и “съехал с темы”:

- Не хочешь брать - людям не мешай! - И толпа тут же оттеснила меня от заветного мешка...

Возле вагона-ресторана крутятся в основном мужики - здесь продают горилку по 25 рублей за пол-литра. Вот толпа буквально выдавливает одного “осчастливленного”. Судя по одежде, это рабочий-путеец. Из объемных карманов его куртки веером торчат бутылочные горлышки, еще две бутылки спрятаны в огромных мозолистых ладонях.

- Вы что, все это выпьете? - спрашиваю я.

- Ну, я ж не один, - настороженно смотрит на меня “путеец” и пытается спрятать те бутылки, что держит в руках. Руки у него действительно большие, и это ему почти удается, но я успеваю прочитать, что написано на этикетке: “Горилка. Марiупольский лiкеро-горiлочний завод”. Смешно. Ну как тут не вспомнить анекдот: “Знаете, як москали пыво называють?”

Торговля идет просто молниеносно - поезд на вокзале долго стоять не будет, еще немного, и его отгонят в депо. Толпа покупателей редеет, мешки с салом пустеют. Вот одна женщина идет вдоль состава и кричит проводникам:

- Сервизы есть?

- Нет, - отвечают ей...

- Так вы что, и сервизы возите? - интересуюсь у ближайшего проводника.

- А че ж не возить? - резонно отвечает тот...

Поговорив с “постоянными клиентами”, удалось узнать, что кроме сервизов с Украины везут серебро (ювелирные украшения, а не слитки), посуду всякую, но главный товар все-таки сало и горилка.

Судя по супернизким, особенно на алкоголь, ценам, проводники как-то обходят таможню. Но это неудивительно. Интереснее другое: как в тесном вагоне можно разместить такое количество товара? Ведь торгуют не только во Владивостоке - через всю Россию едет этот поезд.

Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, "Владивосток"