Во Владивостоке состоялся 10-й краевой конкурс “Учитель года-2000”

Творческие мастерские, представленные претендентами суперфинала конкурса, явились последним этапом напряженного марафона. Краткие выступления шести “счастливчиков” заканчивались неизменным вздохом облегчения: “Испытания позади...”.

5 май 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №780 от 5 май 2000

Творческие мастерские, представленные претендентами суперфинала конкурса, явились последним этапом напряженного марафона. Краткие выступления шести “счастливчиков” заканчивались неизменным вздохом облегчения: “Испытания позади...”.

Действительно, учителя готовились к конкурсу самым серьезным образом. В этом году на первый - заочный - тур свои программы представили 42 человека, во второй тур вышли 27, и в финальном соревновании приняли участие 12 педагогов из городов и районов Приморья. Соревновались по трем номинациям: “Педагог-исследователь”, “Педагог - автор программ”, “Традиции и новаторство в педагогике”. Творческие мастерские, оригинальные разработки программ и методик, стендовые защиты, видеозаписи уроков в своих классах - словом, жюри пришлось основательно потрудиться, чтобы выбрать финалистов. Примечательно, что большинство из них приехали из Спасска-Дальнего, Уссурийска, Большого Камня, Арсеньева и районов края, уже заслужив звание “Учитель года” в своем городе.

Одна из участниц суперфинала Елена Зеленина, преподаватель русского языка и литературы, завуч по научно-методической работе гимназии № 2 г. Владивостока, считает, что нашим детям за редким исключением присуще неумение самостоятельно рассуждать, тяготение к “официальной” точке зрения. Способность учителя разрушить свой имидж непогрешимого “носителя истины” - качество незаменимое. Можно и нужно искать вместе, быть непредсказуемым, провоцировать своих питомцев - пусть спорят! Творческую мастерскую Елена Зеленина начала строками собственного сочинения: “Главное в погоне за судьбой - малярно-ювелирная работа над собой...” В совместном творчестве и рождается истина. А форму каждый сам выбирает для себя. К слову, Зеленина участвует в конкурсе второй раз. Шесть лет назад она представила программу “Учитель-режиссер”, продемонстрировав настоящую драматургию урока, и одержала победу в конкурсе 1994 года.

Не уступили столице Приморья города и районы края. Яркую и увлекательную программу представил Валерий Павлов, учитель географии и биологии средней школы № 1 г. Арсеньева. Его кредо - детям должно быть интересно. Ориентир только на это, а вовсе не на результаты конкурса. Он уже разработал любопытный проект “Йога для здоровья”. Наряду с традиционными знаниями по биологии в нем заявлена новая и столь необходимая сегодня наука - валеология.

Впрочем, программа каждого участника конкурса заслуживает добрых слов. Собственно, иначе и быть не может. Ведь с самого начала конкурс замышлялся как демонстрация новаторских идей, методик, программ, без которых задыхается общеобразовательная школа: без них поток информации, обрушившийся сегодня на учеников, просто не усвоить. Тем более что участники интеллектуального состязания в течение всего года проводят творческие лаборатории, дают открытые уроки, обмениваются опытом, объединяя весь педагогический коллектив. О том, сколь ценен этот опыт, говорит следующий факт: на апрельской международной выставке “Школа-2000” в Москве сборники с материалами победителей конкурсов “Учитель года” были награждены 21 дипломом и тремя специальными знаками; павильон Приморского края, что называется, атаковали. Книги вызвали огромный интерес экспертов Министерства образования России, педагогов других краев и областей.

К слову, распространению передовых образовательных идей, инновационных технологий служит и созданный “Клуб победителей краевого конкурса “Учитель года”. Помимо обмена опытом здесь внимательно наблюдают за творческим ростом своих коллег, радуются их удачам. А радоваться есть чему: учебное пособие по математике на английском языке Елены Ланкиной - учителя математики сш № 23 сегодня является чуть ли не единственной книгой для языковых школ. Анатолий Марченко - учитель физики из с. Михайловка запатентовал уникальный прибор для демонстрации законов механики. И таких примеров множество.

Юбилей - всегда повод подвести итоги. Прежде всего растет престиж “Учителя года”. Если в первом конкурсе участвовали всего восемь учителей, то сегодня эта цифра увеличилась более чем в пять раз. Радует, что активно поддерживают идею на местах: например, в Арсеньеве в городском конкурсе участвовали 27(!) человек. И привлекает их, как говорится, вовсе не материальная сторона вопроса, хотя победителей награждают достойно. По словам одного из участников краевого конкурса Валерия Павлова, на первом месте стоит творческий импульс: “Если этого не учитывать, то дети уйдут вперед. Учитель им будет скучен...”

P. S. На торжественной церемонии, состоявшейся вчера в театре им. Горького, стали известны имена победителей 10-го краевого конкурса “Учитель года”. По решению жюри 1-я премия присуждена Ирине Самохваловой (дошкольное образовательное учреждение № 5 г. Спасска-Дальнего), 2-я - Татьяне Заболотновой (учитель химии гимназии № 1 г. Владивостока), 3-я - Александру Жигжитову (учитель истории школы № 1 г. Лесозаводска). Кроме того, победительница конкурса Ирина Самохвалова получила подарок, обещанный Юрием Копыловым: двухкомнатную квартиру во Владивостоке. Подробный материал о церемонии награждения читайте в одном из номеров “В”.

Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток", Юрий ЛУГАНСКИЙ (фото), специально для "В"