Рыбаки расставляют ловушки в море, но избегают на берегу

Ровно 70 лет назад Советский Союз закупил в США пароход водоизмещением 7400 тонн для создания на его основе китобойной базы. Судно переоборудовали в Ленинграде на местной верфи, и 26 июня 1932 года, получив название “Алеут”, оно отправилось в свой первый промысловый рейс. Одновременно в Норвегии по специальному заказу было построено три быстроходных китобойца - “Авангард”, “Трудфронт” и “Энтузиаст”. Именно эта флотилия положила начало “Дальморепродукту”.

27 апр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №777 от 27 апр. 2000

Ровно 70 лет назад Советский Союз закупил в США пароход водоизмещением 7400 тонн для создания на его основе китобойной базы. Судно переоборудовали в Ленинграде на местной верфи, и 26 июня 1932 года, получив название “Алеут”, оно отправилось в свой первый промысловый рейс. Одновременно в Норвегии по специальному заказу было построено три быстроходных китобойца - “Авангард”, “Трудфронт” и “Энтузиаст”. Именно эта флотилия положила начало “Дальморепродукту”.

Компания прошла славный путь от краболовного треста до открытого акционерного общества и холдинга - единственного в России не финансового, а промышленного. Однако любое предприятие живет не историей, какой бы знаменательной она ни была. Проблемы и достижения сегодняшнего дня, перспективы развития волнуют 16-тысячный трудовой коллектив, да и город, с которым неразрывно связано ДМП, гораздо больше. О них рассказывает президент “Дальморепродукта” Юрий ДИДЕНКО.

Еще в 1998 году компания находилась на грани банкротства. ДМП имело долги перед различными фондами и бюджетами всех уровней - многомиллионные (деноминированные) долги в рублях и валюте, экипажи судов и береговой состав по нескольку месяцев не получали заработную плату, кредиты и проценты по ним висели дамокловым мечом. За спинами отечественных доброхотов стояли зарубежные рыболовецкие и торгово-посреднические фирмы. Им не терпелось развалить “Дальморепродукт”, захватить суда и поделить рынок сбыта.

Вся вина за тот кризис полностью лежит на одном человеке. Под его пустые обещания компания выделила консервированной продукции на 40 с лишним миллионов рублей для закупки топлива для Владивостока - город был спасен от замерзания, потом дала дополнительные деньги на строительство дорожных развязок и спасение от банкротства местных предприятий (общая сумма перевалила за сотню миллионов). Взамен этот известный деятель не только не вернул долг, но даже отказался произвести взаимозачет. Лишь при нынешних руководителях удалось разрешить эту проблему, но та подлость еще долго будет отражаться на работниках, членах их семей, на акционерах компании.

Чтобы не пустить с молотка ДМП, были приняты кардинальные меры. Для начала создали “русское товарищество” без образования юридического лица. Новые инвесторы выделили деньги для пополнения оборотных средств. Пришлось отказаться от кредитов в российских банках с их немыслимыми процентами и обратиться за помощью к японским банкам, в которых кредитная ставка не превышает трех процентов. В 15 (!) раз сократились убытки от хозяйственной деятельности.

Численный состав компании вместе с дочерними предприятиями сократился с 16 тысяч человек до 12 тысяч. Большинство уволившихся людей было вынуждено вернуться к себе на родину - в Казахстан и Белоруссию, на Украину после обнародования там угроз о неначислении пенсий. Зато в 2 раза возросли тарифы на железнодорожные грузы для перевозки рыбы и морепродуктов в центральные регионы страны, очень сильно подорожало топливо для судов, теперь в море одна тонна стоит до 315 американских долларов.

Лишь стоимость готовых изделий остается без изменения. Наши люди помнят, что при советской власти стоимость рыбной продукции была в 5-6 раз дешевле мясной. Но ведь тогда государство дотировало отрасль в объеме 6 миллиардов долларов. Сейчас помощи нет, одни препоны и налоги, однако покупатели хотят видеть на прилавках соответствующие прежним величинам ценники.

Тем не менее ДМП, имея лицензии на все виды промысловой и перерабатывающей деятельности, остается крупнейшим в России не только производителем морепродукции, но и поставщиком ее на внешний и внутренний рынок сбыта. Его доля в выпуске рыбных изделий в стране составляет 9 процентов и почти четверть в крае.

Ассортимент продуктов питания лишь увеличивается и уже насчитывает сотни наименований. Это всевозможные консервы из сельди, краба, сайры, лососевых пород, минтая, печени тресковых рыб, мороженая и охлажденная продукция, филе, фарш, весь цвет рыбной кулинарии, мука кормовая, жир рыбный и многое другое. Не проходит недели, чтобы технологи плавучих или береговых лабораторий не разработали новый и необычный рецепт. Как правило, очередной деликатес тут же находит своих покупателей. Причем внутри России и за рубежом. В нашей стране наибольшим спросом консервы с фирменным знаком - крабиком с флагом в клешнях пользуются в Москве, Красноярском крае, Челябинской области и на всем пространстве Дальнего Востока. Большая часть экспорта - его доля 54 процента об общей массы - направляется в США, Японию, Францию, Республику Корея и, как ни странно, страны африканского континента.

Основу ДМП составляет флот из 103 судов. В море постоянно (за исключением докования и работ по капитальному ремонту) задействованы восемь плавбаз, четыре процессора, 35 траулеров, четыре транспортных рефрижератора, два танкера, 10 краболовных судов, восемь рейдовых катеров и другие специализированные суда. Экспедиционные флотилии разбросаны на огромных просторах от Охотоморья до берегов Юго-Западной Африки. В водах Атлантического океана в экономической зоне Анголы работает плавбаза “Пищевая индустрия” с четырьмя добытчиками и одним транспортником. У них отсутствует квотовая норма на лов ставриды и сардинеллы, надо лишь отдавать 15 процентов готовой продукции правительству одного из беднейших государств. Кстати, опыт “Дальморепродукта” с промыслом за тысячи миль от Владивостока могут активно использовать и другие российские рыболовные компании, задавленные лимитами квот из Москвы.

Чтобы на такие огромные расстояния перевозить готовую продукцию, компания построила под кредиты Королевского фонда в Дании серию современных транспортных рефрижераторов. Они достаточно уникальны, поскольку могут перевозить в трюмах продукцию любого уровня заморозки в разных температурных режимах с полным отсутствием воздуха внутри. После финансового кризиса августа-98 были определенные трудности в переводе судов в оперативное управление ДМП. Тем не менее на теплоходах уже красуется российский флаг, и они приносят ощутимую прибыль предприятию, дают высокий заработок экипажам.

Благодаря стабильной работе “Дальморепродукт” только в прошлом году перечислил в бюджеты всех уровней 384 миллиона рублей. Около 30 миллионов рублей потрачено на содержание жилого фонда во Владивостоке и объекты социально-бытового назначения - это содержание трех сельскохозяйственных подразделений, гостиничное и медицинское обслуживание, подготовка специалистов морских профессий. Среднемесячная зарплата составляет для берегового состава 2500 рублей и рыбаков в море - 8799 рублей (поэтому устроиться на работу в ДМП крайне трудно).

Тем не менее ситуация с рыбодобывающей отраслью в крае остается крайне сложной. Рыбаков давят лимиты на квоты и промысловые участки, постоянная череда штормов, высокие цены на топливо и железнодорожные тарифы, таможенные пошлины и налоговое бремя, составляющее 83 копейки с 1 рубля дохода. Плюс к этому разобщенность рыбаков: после приватизации вместо стабильных и крупных предприятий появилось множество мелких артелей, которые умирают в одиночку. Юрий Диденко считает, что пришло время вновь всем объединяться. Только вместе рыбаки смогут противостоять произволу чиновников из Москвы и разграблению сырьевых ресурсов со стороны иностранных коллег. “Дальморепродукт” выступил с предложением ко всем рыбакам региона сесть за стол переговоров под руководством генерального директора “Дальрыбы” Юрия Москальцова.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"