Убитый каторжник стоил дороже...

В 90-х годах прошлого века местные газеты почти в каждом номере радовали читателей словами “расцвет”, “подъем”, “рост”, “прогресс”... Это были годы интенсивного строительства, становления промышленности, развития судоходства и торговли.

21 апр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №774 от 21 апр. 2000

В 90-х годах прошлого века местные газеты почти в каждом номере радовали читателей словами “расцвет”, “подъем”, “рост”, “прогресс”... Это были годы интенсивного строительства, становления промышленности, развития судоходства и торговли.

В 1890 году резиденция военного губернатора Приморской области, областное правление и военно-окружной суд были перенесены из Хабаровска во Владивосток. В навигацию этого года были введены рейсы между Владивостоком и Николаевском (пароход “Байкал”), из Владивостока - в Шкотово, Сучан, Речное, Монгугай, Посьет и Славянку (пароход “Новик”). Оба эти судна принадлежали купцу М. Шевелеву.

Японская фирма “Ниппон-Юсен-Кайся” открыла в 1890 году две линии: Кобе-Нагасаки-Владивосток и Шанхай-Нагасаки-Владивосток. В этом же году порт Владивосток посетило 115 торговых судов, из них 87 иностранных.

Вопрос об электрическом освещении поднимался на страницах газеты “Владивосток” еще в 1890 году. “Дерзкая ли это мечта или требование практического расчета?” - так ставила вопрос газета. И сама отвечала на него: “Легко убедиться из подобных расчетов, что введением электричества для освещения город выигрывает в силе света и мало теряет в своем бюджете... Из мелкого семени вырастает могучее дерево, из скромной станции на пустынных еще берегах Тихого океана могло бы развиться блестящее ожерелье электрических огней для будущей столицы русского востока”. Кстати, первой обзавелась электрическим освещением за счет собственной электростанции фирма “Кунст и Альберс” - в 1893 году.

В 1891 году Владивосток посетил наследник престола цесаревич Николай Александрович, будущий император. Он прибыл 19 мая на крейсере “Память Азова”. В присутствии цесаревича были заложены сухой док (названный его именем), Уссурийская железная дорога (в районе Первой Речки), наследник лично доставил к будущей насыпи тачку песка, а также памятник Г. И. Невельскому. Лето и осень этого года были тревожными для жителей города, поскольку с железной дороги часто убегали каторжники.

За их поимку были назначены награды, причем за убитого преступника давали больше, чем за пойманного. Проблему преступности обсуждала и городская дума, причем выяснилось, что все ее гласные “поголовно вооружились огнестрельным оружием”.

В 1892 году на строительство железной дороги из Китая только во Владивосток прибыло до 10000 чернорабочих. Городским властям пришлось принимать меры для ограничения дальнейшего притока китайцев. Дума определила особое место для проживания китайского и корейского населения - позже там появилась Корейская слободка. 17 августа 1893 года открылось рабочее движение по Уссурийской железной дороге от Владивостока до станции Никольск.

6 декабря 1894 года поезда пошли от Владивостока до станции Муравьев-Амурский (ныне Дальнереченск). 3 сентября 1897 года было отпраздновано окончание укладки рельсового пути между Владивостоком и Хабаровском. Движение по всему пути Уссурийской железной дороги было открыто с 15 октября 1897 года.

27 декабря 1892 года на совещании управления строившейся Уссурийской железной дороги одобрили записку инженера В. Я. Белобородова о коммерческом (торговом) порте на Эгершельде. По его проекту стоимость строительства порта составляла свыше 2,3 миллиона рублей. Коммерческий порт открылся в 1897 году. В том году Владивосток посетило 246 торговых судов, из которых 184 были иностранными.

7 октября 1897 года состоялось открытие сухого дока имени цесаревича Николая. Первым в док вошел крейсер “Дмитрий Донской”. В 1899 году в порту Владивосток побывало уже 344 судна, из них 238 иностранных.

В феврале 1893 года умер первый генерал-губернатор Приамурья барон А. Корф. В марте был назначен новый генерал-губернатор, генерал С. Духовской. Он посетил Владивосток в августе того же года: познакомился с представителями местных властей и общества, встретился с редакторами газет. Писали об этом так: “Отмечая серьезное значение и роль местной прессы в деле выяснения нужд окраины и выдвигая при этом необходимость со стороны печати держаться спокойно-объективного обсуждения вопросов, высказал свои симпатии к задачам, преследуемым прессою”. Неплохо сказано...

Что касается культурной и научной жизни города - вот лишь краткое перечисление событий. 30 сентября 1890 года был открыт для публики музей Общества изучения Амурского края, 14 ноября в здании городского училища начали работать Александровские мореходные классы.

С 25 октября 1892 года к газете “Владивосток” прибавилась новая - “Дальний Восток”. 1 сентября 1898 года вышла в свет газета “Восточный вестник”.

26 октября 1897 года во Владивостоке был торжественно открыт памятник адмиралу Г. И. Невельскому.

В апреле 1899 года городская дума решила по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина основать Народный дом.

21 октября 1899 года состоялось торжественное открытие Восточного института - первого на Дальнем Востоке России.

Население Владивостока в 1899 году составляло 25445 человек.

Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, действительный член Общества изучения Амурского края