Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Экономика, финансы

Государство должно быть настоящим хозяином

- считает руководитель Росморфлота РФ Александр ЛУГОВЕЦ

- считает руководитель Росморфлота РФ Александр ЛУГОВЕЦ

Как уже сообщал “В”, в последнее время появилась информация о некоем подписанном Владимиром Путиным указе, в соответствии с которым на ряде российских предприятий и компаний (в том числе, естественно, и АО), отнесенных к разряду “стратегических”, резко усиливается регулирующая и контролирующая роль государства. Не означает ли это начала кампании национализации и что в таком случае ждать “негосударственным” акционерам? Эти и многие другие вопросы как бы повисли в воздухе.

Прокомментировать ситуацию корреспондент "В" попросил недавно побывавшего во Владивостоке с рабочим визитом первого заместителя министра транспорта РФ, руководителя службы морского флота Александра Луговца.

- Разговоры о некоем указе президента, который якобы ограничивает чьи-то права, - это все не более чем разговоры. Дело в том, что Министерство транспорта Российской Федерации, Служба морского флота вместе со всеми, кто имеет отношение к морю - военными моряками, рыбаками, морскими пограничниками, - инициировали в свое время рассмотрение на Совете безопасности вопрос, который в целом можно охарактеризовать как меры по поддержке отечественного флота и кораблестроения. При этом учитывалось, что в последнее время в сфере российского флота наблюдалось резкое падение тоннажа, которое, правда, к 2000 году замедлилось и практически прекратилось. Тем не менее тоннаж сильно сократился и составляет сегодня 11,3 миллиона тонн, что в принципе на грани экономической безопасности в области транспорта. Для того чтобы обеспечивать интересы страны с таким потенциалом, как наша, необходим флот дедвейтом не менее 12 миллионов тонн. Это и было предусмотрено в рамках программы возрождения торгового флота.

Я объясняю так подробно, поскольку вырывание отдельных моментов из общего контекста создает впечатление дерганости либо непоследовательности, а то и еще хуже. В целом программа возрождения торгового флота России при минимальном участии государства постепенно выполнялась, несмотря на изменение экономической ситуации в стране - не с точки зрения ухудшения или улучшения, оставим это за скобками, - я имею в виду изменение условий хозяйствования, приватизацию, акционирование; так, с 94-го введено в строй около 130 судов, общий объем капиталовложений во флот составил 3,5 миллиарда долларов. И вложили их конкретные судоходные компании - в том числе и "ДВМП". Тем не менее мы инициировали рассмотрение на Совете безопасности вопроса о необходимости более сконцентрированного участия государства, поскольку это не только флот, но и береговая инфраструктура, а также вопросы, связанные с тем, чтобы флот с новостроя - пусть и под иностранным флагом - оставался в оперативном управлении России. Совет безопасности рассмотрел этот вопрос в ноябре. И по итогам рассмотрения 4 марта был подписан президентский указ, который называется "О совершенствовании морской деятельности". Указ хоть и поименован в реестре, имеет закрытый характер.

Но та часть, которая касается торгового флота, охватывает все проблемы начиная с системы обучения и заканчивая вопросами собственности, т. е. как государство себя поведет в дальнейшем по отношению к своей собственности. Указ исключительно полезный для отрасли, которую я имею честь возглавлять. Основные моменты здесь, пожалуй, следующие: это и формирование национальной судоходной политики - такой документ готов и в ближайшее время будет внесен в правительство; это и закон о морском международном реестре судов, который регулирует сферу отношений к новому судостроению; предусматривается и ряд других законодательных и подзаконных актов, связанных с этим основополагающим указом президента. Осуществление этого указа будет происходить благодаря выходу ряда дополнительных нормативных актов. Одним из них, подготавливаемым и уже в достаточной степени готовым, является указ о контроле госсобственности, который подразумевает закрепление за государством той собственности, которая в руках государства и находится, - через признание ряда предприятий стратегически важными для народного хозяйства страны. Таких предприятий, которые государство отнесло к стратегическим, немного. Речь идет не обо всей экономике, а о нашей отрасли. Так вот предприятий таких чуть более десяти. Список этот для указа еще готовится, так как уточняются те или иные параметры. Так уж сложилось, что под номером 1 в этом будущем указе проходит Дальневосточное пароходство.

Здесь просматривается простая и короткая мысль: без разрешения правительства продажа той части акций, что находится в руках государства, не производится. Таким образом государство ограждает свое собственное имущество. Относительно других акций, тех, что находятся не у государства, сохраняется то же положение, что и было до этого, - они свободны в обороте, на вторичном рынке, и никаких ограничительных действий здесь государство не предпринимает. Я считаю, что это законно и правомочно, да и в конце концов каждый хозяин вправе определять отношение к собственному имуществу. Безусловно, указ этот определяет еще и дополнительное отношение к управлению имуществом. В этой связи несколько изменилась - стала выше по рангу согласования - процедура предложения кандидатур в наблюдательный совет от государства. Есть и другие моменты - и все это вполне нормальные государственные действия по управлению своими акциями. Думаю, что дело делается очень нужное, хотя, может быть, и несколько запоздавшее. Мы об этом не раз говорили, в том числе когда я еще работал здесь и мы вели программу приватизации пароходства; тогда уже было ясно, что государственные акции должны нуждаться в более жестком надзоре. Но процесс шел так, как он шел... И поэтому государство правильно сделало, что вернулось к рассмотрению этого вопроса - хотя и не по всем компаниям, а только по ключевым. И здесь, конечно, не только крупные пароходства, но и порты - не менее важное звено...

- Александр Анатольевич, но ведь все эти согласования, назначения вы можете проводить только в рамках того пакета акций, который принадлежит государству. А пакет этот не настолько велик, чтобы быть решающим. Плетью, как говорится, обуха не перешибешь. Не боитесь ли вы, что решать в результате будут крупные (в том числе иностранные) акционеры? И ведется ли в этой связи работа по увеличению госпакета акций?

- В целом государство не ставит прямую задачу наращивания своего пакета. Это можно делать только тогда, когда на это есть средства. И стратегическая задача так не формулируется. Если речь идет о согласовании, то, безусловно, речь идет о тех возможностях, которые государство видит в рамках своего пакета. А в этих рамках - 20-процентный пакет - мы можем видеть только трех кандидатов в состав наблюдательного совета. Конечно, при этом должна вестись нормальная работа по консолидации интересов акционеров. Я убежден, что в нормальном акционерном обществе при нормальных взаимоотношениях все 100 процентов акционеров должны предпринимать такие действия, которые были бы на пользу акционерному обществу и государству. Противоречия здесь нет. Ведь если АО наращивает свою деятельность, выполняя пункт 1-й устава, который гласит, что основной целью является увеличение прибыли, то вместе с ним богатеет и государство. И если деятельность правления наблюдательного совета, генерального директора соответствует интересам общества, то это и есть главная задача, которую надо решать и в государственных интересах. Потому-то речь и не идет о том, кто против кого. И когда в некоторых акционерных обществах происходит конфронтация - вот тот процесс, который государство должно стремиться устранить и отрегулировать. Надо всегда внимательно смотреть: почему часть акционеров может не принимать линию государства? Тут уж либо линия государства неверная (а такое тоже бывает), либо не правы акционеры. Но надо обязательно выяснить - какая линия правильная.

Может оказаться, и я это открыто говорю, что линия государства, точнее, тех, кто представляет госпакет акций, неправильная. Поэтому руководящие органы общества и должны вместе внимательно смотреть - что и как делается. Взять, к примеру, Дальневосточное пароходство: направление развития определено совместно, всеми акционерами, в том числе и иностранными. Принят стратегический план, и это линия и государства, и акционеров.

- То есть вы можете сказать, что здесь, в "ДВМП", интересы государства и иностранных акционеров совпадают?

- По вопросам стратегического плана - да! Иначе он не был бы принят. И это я говорю без всякого заигрывания перед любым акционером. Кстати, могу сказать, что и на недавнем заседании наблюдательного совета три вопроса из повестки дня были связаны с контролем выполнения стратегического плана развития общества. Вопросы рассмотрены в рабочем, конструктивном порядке, хотя и не без определенных замечаний, что вполне естественно.

- Александр Анатольевич, а как вы видите развитие такой ситуации: "ДВМП" входит в число предприятий, имеющих стратегическое значение для государства, т. е. в случае угрозы национальной безопасности страны начнет работать на оборону. Как быть в таком случае с позицией иностранных акционеров? Может, они не захотят защищать интересы нашей страны?..

- Есть общемировая практика взаимоотношения государства со своими резидентами, компаниями, хозяйствующими субъектами. И есть такая общеизвестная цифра: 80 процентов торгового флота США находится под иностранным флагом. Однако политика подбора экипажей, назначения капитанов, формирования руководящих органов компаний позволяет и США, и Англии, и другим странам в случае соответствующей необходимости отзывать свой флот. Такие же мероприятия предусмотрены и в нашей стране. И это - нормальная функция государства. Поэтому сколько и какие акционеры в обществе - конечно, вопрос; но вы же понимаете, что управление и флотом, и персоналом принадлежит российским людям, и они обязаны выполнять то, что предписано мобилизационными заданиями. Поэтому конфликта с интересами государства здесь не наступает. Достаточно четко определить функции, прописать устав, а для любого акционера устав является главным регулирующим документом. И раз они купили акции предприятия, в уставе которого прописаны задачи по государственному мобзаданию, то они обязаны этому следовать.

Автор : Александра САВЕЛЬЕВА, специально для "В", Андрей ОСТРОВСКИЙ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Энергетики экономят на капельнице

Ровно пятая часть Владивостока оставалась без света 19 апреля в течение утренних и вечерних разгрузок по линии “Дальэнерго”. Наиболее массовые отключения электроэнергии пришлись на период с 7.00 до 13.00 и с 21.00 до 22.30.

Дети знают, сколько платить

Налоги занимают нынче мысли не только многих взрослых, но и детей, что весьма любопытно демонстрирует начавшаяся вчера во Владивостоке школьная олимпиада по налогообложению.

Пасхальный ассортимент благословили

Накануне Пасхи священник Владивостокской епархии отец Сергий благословил праздничный ассортимент продукции, который подготовили к 30 апреля мастера выпечки из владхлебовского “Хлебного дома”, известного своими фирменными магазинами “Лакомка”.

Рабочие каникулы

Как сообщает пресс-служба администрации Владивостока, Юрий Копылов подписал постановление о комплексной программе обеспечения занятости несовершеннолетней молодежи в период летних каникул 2000 года.

Пожарная охрана открывает двери

Тридцатого апреля - День пожарной охраны. Пожарные Первореченского района уже готовятся к этой дате. 24 апреля в 11 часов на ул. Вострецова, 19 для школьников состоится день открытых дверей.

Последние номера