Скромное обаяние октанового числа

После зимнего затишья на дорогах и полях края транспорта становится все больше, а стало быть, и резко увеличивается спрос на все виды бензина и дизельного топлива.

20 апр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №773 от 20 апр. 2000

После зимнего затишья на дорогах и полях края транспорта становится все больше, а стало быть, и резко увеличивается спрос на все виды бензина и дизельного топлива.

За последнее десятилетие в России сложилась не самая лучшая традиция сезонного повышения цен на горюче-смазочные материалы. Наша газета по доброй традиции внимательно отслеживает оперативные изменения на оптовом и розничном рынках топлива и пытается прогнозировать предстоящую ситуацию в нефтяном бизнесе.

После августовского кризиса и подорожания топлива последние несколько месяцев здесь было наметилась стабильность. Во Владивостоке высокооктановый бензин продается от 6.80 до 7 рублей 20 копеек за 1 литр, бензин А-76 от 5.80 до 6 с небольшим, летнее дизельное топливо по 6.00-6.20. В крае автозаправочные станции торгуют примерно по тем же ценам.

Конечно, во многом сдерживает рост цен ОАО "Приморнефтепродукт" с разветвленной сетью АЗС и большими емкостями для хранения топлива. С его тарифами смирились частные компании, а некоторые даже пытаются бороться за товарооборот и еще ниже опускают ценовую планку.

Между тем снижение тарифов не всегда связано с конкуренцией на топливном рынке, предупреждает читателей "В" начальник Приморской нефтеинспекции Виктор Плискин. Иногда это связано с качеством предлагаемой к продаже продукции. Так, в последнее время нечистоплотные посредники пытаются сбыть в нашем крае бензин некоторых западных нефтеперерабатывающих заводов якобы марки АИ-93. По соответствующим ценам. На самом деле его октановое число несколько ниже. Поэтому владельцы ряда частных АЗС, разобравшись в происходящем, вынуждены сбавлять цену себе в убыток.

До конца марта нефтяные гиганты, выполняя обязательства перед правительством и получая основные доходы за счет валютной выручки от реализации сырья за рубежом, держали тарифы в неприкосновенности. Затем на мировом рынке цены на нефть и нефтепродукты стали падать. В этой ситуации компании, поддерживая свои сверхприбыли, естественно, станут искать иные возможности для доходов. Их взор упадет на отечественный рынок.

В апреле предложения по оптовым поставкам уже имели определенную накрутку. Самый большой скачок по дизельному топливу - до 10 процентов (бензин, авиационный керосин, мазут несколько меньше). Это связано с тем, что именно солярка в больших объемах находит своего покупателя за границей. В то же время в связи с началом посевных работ ее все больше требуется для отечественного агропромышленного комплекса. Танковые и моторизованные части на Северном Кавказе также не снижают расход дизтоплива.

Однако это вовсе не означает, что бензин и солярку начнут покупать по предлагаемым тарифам. К примеру, крупнейшая в крае компания - “Приморнефтепродукт”, предвидя подобный расклад, сделала необходимые запасы. Да и у других предприятий Приморья есть еще нереализованное топливо. Как стало известно “В”, на Дальнем Востоке пока еще никто не позарился на новые расценки. Оно и понятно, чем выше цена, тем меньше людей сможет заправляться. А потому спрос сократит предложение.

Повлиять в какой-то мере на динамику развития приморского топливного рынка могут и некоторые другие причины, например, предстоящее 22 апреля собрание акционеров “Приморнефтепродукта”. Как стало известно, 38 процентов акций этого ОАО уже принадлежит консорциуму московских нефтепромышленников, среди которых и известная компания “Альянс”. Как поведет после 22 апреля себя “Приморнефтепродукт” - посмотрим.

Хочется надеяться, что нефтяные гиганты, которые в последнее время приходят на наш приморский рынок, будут вынуждены либо вернуться к прежним тарифам, либо сократить накрутки на уровне считанных процентов. Что в реальном исчислении составит несколько копеек за каждый литр. Дальневосточным и сибирским компаниям-производителям из Ангарска, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре в этой ситуации тоже будет сложно настаивать на новой стоимости. Пусть конкурируют.

В итоге у нас, потребителей, есть шанс, что пока не вычерпаны нынешние крупные запасы заранее завезенного топлива по прежним ценам и не встали на летнюю профилактику заводы, выкладывать дополнительные деньги не придется. Ну а через месяц-другой произойти может все, что угодно.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Виктор СЕРДЮК, "Владивосток"