Слезы национальности не имеют

На днях сотрудники “ПримСоцБанка” пригласили к себе в гости владивостокских женщин, мужья которых погибли в Чечне. “Нам очень хотелось встретиться с вами и оказать небольшую финансовую поддержку, - сказала первый заместитель председателя правления банка Галина Доценко. - У нас тоже есть и мужья, и сыновья. И у нас болит сердце”. После таких искренних слов пропала скованность, завязался разговор.

18 апр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №771 от 18 апр. 2000

На днях сотрудники “ПримСоцБанка” пригласили к себе в гости владивостокских женщин, мужья которых погибли в Чечне. “Нам очень хотелось встретиться с вами и оказать небольшую финансовую поддержку, - сказала первый заместитель председателя правления банка Галина Доценко. - У нас тоже есть и мужья, и сыновья. И у нас болит сердце”. После таких искренних слов пропала скованность, завязался разговор.

Безумно страшное слово “никогда” будет преследовать эти семьи всю жизнь. Больше никогда не смогут женщины взглянуть в глаза тех, кого они проводили с надеждой на встречу, и больше никогда дети не услышат советов отцов. Но удерживать своих мужчин от поездки в Чечню эти женщины в свое время не стали. “Костя был в отпуске, когда позвонил его сослуживец и сообщил, что их группа собирается выезжать, - вспоминает Татьяна Илющенко. - У меня был выбор: позвонить мужу, зная, что он тут же примчится, или промолчать, зная, что он этого мне никогда не простит. Из двух зол я выбрала, как оказалось, худшее”.

У Тани растет сын. Он еще совсем малыш, учится во втором классе и, бессознательно бередя материнскую душу, часто говорит: “Я вырасту, пойду на войну и тоже получу орден. Как папа”. Не дай бог, чтобы и эти дети испытали ужасы войны. Но как сказал один из офицеров УВД, присутствовавший на встрече: “Это счастье, если ребенок хочет быть похожим на отца”.

В уютном кабинете “ПримСоцБанка” разговор шел не только о том, как складывается жизнь в осиротевших семьях. Заместитель начальника УВД полковник Валерий Яшин, побывавший в Чечне уже 11 раз, честно отвечал на вопросы женщин о войне, о ситуации в далекой от нас республике. “Это неправда, что побывавший на войне стремится вновь в горячую точку, обуреваемый жаждой убивать, - сказал Валерий Иванович. - Наши ребята, вернувшись домой, не могут спать спокойно, потому что там остались друзья. Они хотят вновь почувствовать себя мужчинами, проявить свой профессионализм”. Рассказал полковник и о редких случаях предательства, и о наемниках, и о женщинах-снайперах. И все-таки, сказал он, простой народ устал от войны, чеченцы больше всего боятся, что мы их бросим, как это случилось в

96-м, и не доведем дело до конца. “Чеченские женщины страдают так же, как и мы”, - поддержала его Нина Марченко. Присутствующие согласились: слезы национальности не имеют, боль из-за утраты родного человека одинаково терзает душу как русской, так и чеченки.

“Я никогда не провожаю наших ребят в Чечню, - поделилась Нина Андреевна. - Не хватает сил. Мне страшно представить, что тот, кого я поцеловала на прощание, может остаться там навсегда...” При этих словах Ольга Беляева непроизвольно сжала кулаки, чтобы не выдать нахлынувшие чувства. Господи, до чего же им трудно сейчас! Таким хрупким, таким женственным в этом жестоком мире.

Приморцам, не вернувшимся в родной дом, скоро будет установлен обелиск. На границе Чечни и Дагестана. Мы всегда будет ими гордиться. И наплевать на отрицательный резонанс, который имеют эти события в некоторых мировых кругах, сказал полковник Яшин. Это наше внутреннее дело, ведь смешно представить, чтобы в Америке при желании одного из штатов обрести так называемую независимость стали прислушиваться к мнению других стран.

Эта война, по мнению присутствовавших на встрече офицеров, должна скоро кончиться. Но еще долго жены и матери будут провожать в далекую Чечню родных и безмерно дорогих мужчин. Ведь, как сказал Валерий Иванович, не стоит забывать, что в той же Прибалтике последних “лесных братьев” уничтожили только в 74-м. Аналогии неизбежны.

Встреча подходила к концу. Протягивая женщинам пухлые конверты, Галина Доценко сказала: “Постарайтесь понять нас правильно. Конечно, невозможно унять вашу боль, но у нашего банка есть возможность хоть немного помочь вашим семьям в финансовом отношении. Жизнь сейчас трудная”.

Ни одна нормальная женщина не хочет войны. Но и мало кто встанет на пути мужчины, стремящегося выполнить свой долг. У нас же другой долг - не забывать о тех, кто рядом с нами, кто потерял в горячей точке своих родных. В “ПримСоцБанке” их боль воспринимают как свою.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток"