Бросил клипер якорь на остановке “Гайдамак”

На карте Приморского края есть бухта и гавань Гайдамак - в заливе Восток. Звучное слово “Гайдамак” часто произносят во Владивостоке. Это название улицы, сквера, трамвайной остановки. Широким распространением этого имени Приморье обязано клиперу “Гайдамак”.

14 апр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №770 от 14 апр. 2000

На карте Приморского края есть бухта и гавань Гайдамак - в заливе Восток. Звучное слово “Гайдамак” часто произносят во Владивостоке. Это название улицы, сквера, трамвайной остановки. Широким распространением этого имени Приморье обязано клиперу “Гайдамак”.

Парусно-винтовой деревянный клипер “Гайдамак” был ровесником Владивостока, его построили в 1860 году. О нем в том же году написал журнал “Морской сборник”: “4 сентября 1860 г. в Нартфлитском адмиралтействе в присутствии графа Путятина спущен на воду заказанный русским правительством винтовой клипер “Гайдамак” в 1000 тонн и машиной 250 сил”.

Судно имело длину 65 м, скорость 13 узлов, было вооружено семью орудиями. Команда состояла из 154 нижних чинов и девяти офицеров.

Через три месяца после спуска на воду “Гайдамак” под командованием лейтенанта А. Пещурова вышел из Кронштадта в дальнее плавание. Клипер обогнул Южную Америку, зашел в Джакарту, Гонконг, Шанхай и бросил якорь в заливе Посьета, где собиралась тихоокеанская эскадра контр-адмирала

И. Ф. Лихачева. Новый клипер был направлен для проведения гидрографических работ в заливах Америка и Восток.

Летом 1861 года экипаж “Гайдамака” попал в живописнейшую бухту, закрытую от всех ветров. По предложению А. Пещурова ее назвали в честь корабля бухтой Гайдамак. А одноименная гавань была открыта экипажем парового катера “Гайдамачик”.

В течение 26 лет клипер верно служил России. В составе Тихоокеанской эскадры контр-адмирала А. Попова в 1863-1864 гг. он посетил Северо-Американские Соединенные Штаты.

В 70-е годы “Гайдамак” крейсировал в Охотском и Беринговом морях. Экипаж выполнял гидрографические работы в Анадырском заливе и к северу от него. На основе выполненных им астрономических исследований была составлена новая карта Анадырского лимана, открыта и описана бухта Провидения.

В конце 70-х годов прошлого века клипер находился в распоряжении российского министра-резидента в Японии. В октябре 1886 года он был исключен из списков флота.

С бухтой Гайдамак связано рождение российского китобойного промысла. Здесь в конце 80-х годов капитан 2-го ранга в отставке Аким Дыдымов устроил береговую базу для разделки китов, построил жиротопный завод, оснащенный шестью котлами. В первый же год своей деятельности А. Дыдымов добыл и переработал 20 китов, а доход его предприятия составил 20 тысяч долларов. Деятельность китобойного предприятия Дыдымова была недолгой - его основатель погиб во время шторма в декабре 1890 г.

Через несколько лет в бухте Гайдамак уже процветало предприятие графа Генриха Кейзерлинга - тоже бывшего флотского офицера, представителя знатной фамилии русских балтийских немцев.

В январе 1898 г. газета “Владивосток” сообщала:

“Завод Кейзерлинга в бухте Гайдамак хорошо обустроен: заведен хозяйственный скот, разработано много земли. С начала промысла по декабрь 1897 г. добыто 220 китов. На заводе в бухте Гайдамак обработано около 19 тысяч пудов китового жира. В распоряжении промышленника 9 разных судов, из коих 5 зафрахтовано. На заводе работает около 70 человек служащих и рабочих, в числе последних большая часть инородцев: китайцев, корейцев и японцев. Здесь делаются опыты изготовления из китового мяса консервов”.

В советское время бухта Гайдамак была известна судоремонтным заводом, сейчас там развивается судостроение.

Понятно происхождение названия бухты. А как оно пришло во Владивосток? Объяснение очень простое. Во Владивостоке существовала Экипажная слобода, где улицы были названы в честь кораблей: парусно-винтового клипера “Абрек”, транспортов “Японец”, “Манджур” и в т. ч. клипера “Гайдамак”. Название улицы Гайдамакской дало имя скверу.

Кстати, “гайдамак” - слово турецкого происхождения, в переводе оно означает “нападать”. Гайдамаками называли участников народно-освободительного движения на Украине в XVIII веке.

Автор: Нелли МИЗЬ, член Общества изучения Амурского края, специально для "В"