Важнейший партнер американских вузов

Владивосток посетили сразу семь профессоров из Калифорнии: вице-президент Калифорнийского государственного университета (г. Хейвард) Герберт Гро, декан школы бизнеса и экономики университета Джейн Тонц, директор международных программ по подготовке управленческих кадров Шиам Камат, директор программ дополнительного образования Дэниэл Брок, а также преподаватели из Калифорнийского государственного политехнического университета (г. Помона).

7 апр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №766 от 7 апр. 2000

Владивосток посетили сразу семь профессоров из Калифорнии: вице-президент Калифорнийского государственного университета (г. Хейвард) Герберт Гро, декан школы бизнеса и экономики университета Джейн Тонц, директор международных программ по подготовке управленческих кадров Шиам Камат, директор программ дополнительного образования Дэниэл Брок, а также преподаватели из Калифорнийского государственного политехнического университета (г. Помона).

Они прибыли, чтобы обсудить с коллегами из Владивостокского государственного университета экономики и сервиса реализацию программ бизнес-образования, в том числе МВА с получением степени магистра делового администрирования, в рамках гранта информационного агентства США. Грант рассчитан на три года, сумма его 300 тысяч долларов. Два престижных калифорнийских университета вместе с ВГУЭС работают над названными программами уже в течение года.

За это время более 10 преподавателей ВГУЭС прошли стажировку в американских университетах и познакомились с зарубежным опытом преподавания бизнес-дисциплин. Подготовленные ими учебные программы и разработки будут использоваться уже со следующего года. Проведена работа по модернизации учебных программ, внедрению новых форм и методов обучения в учебный процесс.

Преподаватели ВГУЭС провели также маркетинговые исследования на предмет потребностей в бизнес-образовании на Дальнем Востоке. В них приняли участие руководители коммерческих предприятий и студенты экономических вузов и факультетов. Исследования показали, что бизнесмены и студенты заинтересованы в получении такого образования. Последние особый интерес проявили к программе МВА, которая в России реализуется только в Академии народного хозяйства в Москве.

Американские профессора остались довольны проделанной работой. В дальнейшем они планируют организовать краткосрочные курсы, по окончании которых выдается сертификат, и долгосрочное обучение по подготовке управленческих кадров, которое предполагает выдачу двух дипломов: ВГУЭС и Калифорнийского госуниверситета.

Правда, у некоторых американских профессоров были сомнения относительно успешной реализации намеченных планов. Поэтому во время пребывания во Владивостоке они встретились не только с преподавателями и студентами ВГУЭС, но и руководителями предприятий, властями города и края. Большое значение для них имела встреча с губернатором Приморского края Евгением Наздратенко, который подчеркнул, что без грамотных специалистов не поднять экономику края, да и страны в целом. По мнению губернатора, сейчас для Приморья особенно важны управленческие кадры, которые могли бы эффективно управлять производством, и его радует, что международные программы, которые реализуются во ВГУЭС, рассчитаны на российскую действительность.

Сомнения американцев были развеяны. Во всяком случае, они высказали немало похвал в адрес губернатора края, который, как они убедились, серьезно поддерживает образование. Калифорнийские профессора сказали, что считают Приморье важнейшим своим партнером на Дальнем Востоке и с надеждой смотрят на сотрудничество.

Надо отметить, что внедряют новые образовательные программы в учебный процесс и укрепляют свое материальное положение с помощью иностранных инвесторов и другие приморские вузы. В свое время ДВГУ получил грант Республики Корея в 1,5 млн. долларов на создание и оснащение Высшего колледжа корееведения, 4,5 млн. долларов - на японо-русский центр, от фонда Сороса - 450 тыс. долларов на создание Интернет-центра, японский грант в 17 млн. иен использован на приобретение компьютерной обучающей системы японского языка. Дальрыбвтуз в этом учебном году начал совместную образовательную программу с Харбинским университетом. 25 российских студентов уже обучаются в Харбине, столько же китайских - во Владивостоке. Через два года они возвратятся на родину и продолжат обучение. По окончании получат два диплома: Харбинского университета и Дальрыбвтуза. Технический университет по программе РОТОБО получил от правительства Японии 20 млн. долларов в рамках программы развития малого и среднего бизнеса для оборудования по металло- и деревообработке. Там же создан российско-британский центр на основе гранта Великобритании и приобретено 20 персональных компьютеров. Создан Тихоокеанский центр переподготовки офицеров запаса, финансирует который министерство обороны Великобритании.

В последние годы приморские вузы установили международные связи с университетами Японии, Китая, Кореи, Австралии и Новой Зеландии, Таиланда, Вьетнама, Тайваня по обмену научной информацией, подготовке специалистов, стажировке студентов, преподавателей, участию в научных конференциях. Сегодня, когда до минимума снизилось бюджетное финансирование вузов, иностранные инвестиции помогают решать им материальные проблемы и создавать инновационные программы развития.

Опыт сотрудничества приморских вузов с зарубежными высоко оценил побывавший недавно в Приморье министр образования РФ Владимир Филиппов. “Вузам среднеевропейской части России предстоит во многом поучиться у Приморского края в отношении сотрудничества с Японией, Кореей, Китаем”, - сказал он. Да и не только в этом.

В Приморье сегодня сложился мощный вузовский и научный потенциал, что отмечали во время своих визитов в край министр образования Владимир Филиппов и его заместитель Василий Жураковский, подчеркнувший, что “не знает другого такого региона России, где бы высшие учебные заведения выглядели столь солидно и ярко, как в Приморском крае”. Во многом это определено политикой краевой власти и личной позицией губернатора Евгения Наздратенко, объявивших науку и образование приоритетными направлениями развития края, что помогло не только сохранить систему образования, но и развить ее, поставив на более высокий уровень, несмотря на всевозможные кризисы и катаклизмы.

Автор: Татьяна Иванова