Хлеб, соль да вода - бабке добрая еда?

С начала этой недели малообеспеченным владивостокским старикам выдают бесплатно понемногу продуктов - очередную “порцию” гуманитарной помощи - через магазины для ветеранов. 72-летней Марии Гололобовой, с которой корреспондент “В” встретился в таком магазине на улице Патриса Лумумбы, 12-б, бесплатные продукты не достались.

7 апр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №766 от 7 апр. 2000

С начала этой недели малообеспеченным владивостокским старикам выдают бесплатно понемногу продуктов - очередную “порцию” гуманитарной помощи - через магазины для ветеранов. 72-летней Марии Гололобовой, с которой корреспондент “В” встретился в таком магазине на улице Патриса Лумумбы, 12-б, бесплатные продукты не достались.

- Дают тем, у кого пенсия до 550 рублей, а я получаю 566. Сказали, мне гуманитарка не положена, - вздыхает Мария Петровна, - у меня 16 рублей лишние. А что на них купишь? С пенсии плачу за квартиру, отопление, свет, покупаю лекарства, ведь недавно операцию перенесла, почку мне вырезали. И остается как раз столько, что хлеб, соль да вода - вот моя добрая еда.

Поговорка недалека от истины, хотя, конечно, кроме хлеба-соли Мария Гололобова покупает и другие недорогие продукты, но, как выяснилось, отнюдь не в специально предназначенном для ветеранов войны и труда отделе магазина ЧП Желудкова на улице Лумумбы, 12-б.

Здесь нынче в продаже растительное масло по 25 рублей за литр, килограмм сахара по 8.60, риса по 9.50, муки - по 8.50. А в магазинчиках и на лотках расположенного в двух шагах отсюда баляевского рынка то же масло можно найти по 22 рубля, сахар и рис - по 8, муку по 7.50. Так есть ли смысл Марии Петровне и другим небогатым пожилым людям “отовариваться” именно в отделе для ветеранов?

- Есть, - уверена продавец такого же отдела в магазине “Панацея” Наталья Елуферьева. - И прежде всего потому, что на рынке могут подсунуть просроченный, некачественный товар, обвесить, обсчитать, а здесь старика никто не обидит.

Оказывается, поддавшиеся рыночной дешевизне бабушки не раз, заглянув сюда, в “свой” магазин на улице Кутузова, 3а, протягивали Наталье Николаевне кульки и пакеты: мол, не в службу, а в дружбу проверь, завесь, Наташа, покупки с базара. И выходило, что в килограмме расфасованной крупы, муки или сахара - 950, а то и 900 граммов. А у постного масла, на бутылочной этикетке которого стариковские глаза не разобрали дату, срок годности давно истек...

Так что в дни своей получки, то бишь выдачи им пенсии, большинство живущих на Второй Речке ветеранов идут не на рынок, а в “Панацею”. Для них здесь сегодня килограмм макарон стоит 10.80, риса - 9 рублей, сахара - 8.20, гречки - 17, банка тушенки продается по 11.50, сайры - по 14.50. Вареной колбасой торгуют по 43 рубля за килограмм, мясом - по 38.

- У нас действительно минимальные торговые наценки, - говорит заведующая магазином Татьяна Рицкая. - Ну а я постоянно езжу по оптовым базам, общаюсь с поставщиками, ищу новых партнеров и продукты подешевле. Ведь не секрет, что для торгового предприятия специализированное обслуживание ветеранов - дело невыгодное, на прибыль тут практически не рассчитываешь.

Рассчитывать тут “ветеранские” магазины Владивостока вправе главным образом на предоставляемые им местной властью льготы в оплате аренды помещений, коммунальных услуг и на собственную предприимчивость. Не случайно вышеназванная Татьяна Васильевна была категорически против, когда недавно, собравшись вместе, некоторые ее коллеги пытались провести в жизнь предложение уравнять цены во всех отделах для ветеранов. Ведь чем ниже удастся Рицкой сделать цены в “Панацее”, тем больше пожилых людей выберет для себя именно этот магазин, а, значит, вырастет товарооборот.

Ворчливый дедушка Степан Иванович хотел для себя выбрать “Феникс”, что на улице Шишкина, 2: старику удобно на Седанку ездить троллейбусом. Корреспондент “В” познакомился со Степаном Ивановичем возле магазина, откуда дед вышел без покупки, сплевывая и потихоньку матерясь.

- Нарочно задуривают нам голову этими копейками, - объяснил дед свое плохое настроение. - Я попробовал подсчитать, на сколько процентов дешевле, чем обычным покупателям, мне, участнику войны, продают куриные окорочка. Считал-считал, сбился, плюнул, сейчас поеду к автовокзалу и куплю: сосед говорил, там по 25.40.

Неудивительно, что у прилавка “Феникса” дедушка запутался в арифметике. Здесь на витрине рядом с окорочками два ценника: для всех этот товар по 33 рубля 57 копеек за килограмм, а для ветеранов - по 27.64. Наверное, разумно было бы округлить, чтобы вправду не забивали бы себе старики головы сложными подсчетами. К слову, пресловутые окорочка повсеместно куда дешевле, чем в “Фениксе”, да и вообще цены на “ветеранские” продукты в этом муниципальном - за помещение он не платит - магазине щадящими не назовешь.

А фронтовиков-то у нас совсем немного осталось, уходят старики: возраст, болезни... Эх, взяли бы да и сделали в городе для ветеранов сейчас не мизерные скидки, а, например, 50-процентные - все продукты за полцены. Вот это был бы подарок к 55-летию Победы!

Автор: Cветлана ЖУКОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"