Отрасль на рельсах реформ

В Министерстве путей сообщения РФ подведены первые итоги реформирования отрасли в течение последних лет. Как известно, эта работа ведется в соответствии с “Концепцией структурной реформы федерального железнодорожного транспорта”, утвержденной постановлением правительства РФ.

4 апр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №763 от 4 апр. 2000

В Министерстве путей сообщения РФ подведены первые итоги реформирования отрасли в течение последних лет. Как известно, эта работа ведется в соответствии с “Концепцией структурной реформы федерального железнодорожного транспорта”, утвержденной постановлением правительства РФ.

При этом конечная цель реформирования железнодорожного транспорта состоит в сокращении транспортных издержек и повышении его конкурентоспособности на рынке транспортных услуг.

На начальном этапе акцент был сделан на приведение в соответствие мощностей отрасли с численностью работников. Под фактические объемы работы была преобразована сеть линейных предприятий с закрытием, консервацией или перепрофилированием излишних производственных мощностей, с сокращением персонала. Укрупнялись отделения железных дорог, а там, где это возможно, осуществлялся переход на трехзвенную систему управления: МПС - железная дорога - линейные предприятия.

Всего за два последних года было высвобождено таким образом 171,3 тысячи человек. Особое внимание обращалось на создание условий для демонополизации отдельных сфер деятельности железнодорожного транспорта и развития рыночной конкуренции, доступности железных дорог для пользователей различных форм собственности. Серьезно занялись сокращением затрат, финансируемых за счет тарифа на перевозки железнодорожным транспортом, путем устранения перекрестного субсидирования различных видов перевозок. Был создан противозатратный экономический механизм деятельности предприятий и организаций железнодорожного транспорта.

Не менее важные направления реформ - это формирование субъектов рынка в сфере железнодорожных перевозок и усиление государственного контроля за установлением тарифов.

В корне изменилась структура управления пассажирскими и грузовыми перевозками. В составе железных дорог появились дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем сообщении и в пригородном сообщении. Это позволило разграничить расходы, обеспечить прозрачность балансов и возможность целевого бюджетного финансирования пассажирских перевозок из региональных и федеральных бюджетов.

Для этих целей в отрасли с 1 апреля 1998 года введен раздельный бухгалтерский учет затрат по грузовым и пассажирским перевозкам с выделением пригородного сообщения. В сфере грузовых перевозок ведется работа по созданию условий для организации операторских компаний - владельцев подвижного состава. При этом должен соблюдаться принцип равнодоступности инфраструктуры железнодорожного транспорта для пользователей всех форм собственности, а также должен действовать единый тариф за ее использование.

Новые принципы управления ремонтными заводами отрасли предполагается строить на основе отношений собственности: владения и управления пакетами акций заводов. Для этой цели предполагается создание нескольких вертикально-интегрированных акционерных холдинговых компаний путем внесения в их уставные капиталы определенных (как правило, контрольных) пакетов акций ремонтных заводов. Контрольные пакеты акций холдинговых компаний закрепляются в государственной собственности. Управление компаниями осуществляется посредством представителей МПС России и Мингосимущества России в органах управления компаниями.

Остается добавить, что контроль за структурными реформами железных дорог осуществляет правительственная комиссия по транспортной политике. По мнению ее представителей, задания первого этапа реформирования выполнены. В настоящее время разрабатывается план действий на период до 2004 года.

Автор: А. СТРЕЛЬЦОВ, обозреватель "ЭЖ"