Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Мегаполис

Скромное обаяние черно-белого кино

В течение четырех дней в престижном зале киноконцертного комплекса “Иллюзион” происходило действо, немного странное и непривычное для его стен, - КИНОФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ И ПЕРВЫХ ФИЛЬМОВ молодых кинематографистов. На большом экране все это время царила не глянцевая голливудская продукция, а скромное короткометражное, в основном черно-белое кино, снятое выпускниками ВГИКа.

В течение четырех дней в престижном зале киноконцертного комплекса “Иллюзион” происходило действо, немного странное и непривычное для его стен, - КИНОФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ И ПЕРВЫХ ФИЛЬМОВ молодых кинематографистов. На большом экране все это время царила не глянцевая голливудская продукция, а скромное короткометражное, в основном черно-белое кино, снятое выпускниками ВГИКа.

Легкое дыхание жизни

Фильмы, представленные в программе фестиваля, при всей их жанровой и стилевой разнородности подобно осколкам зеркала сложились в итоге в картину реальности - той реальности, в которой мы живем и которой при этом не замечаем. Символично, что смотр молодого отечественного кино открылся 10-минутной лентой Александра Котта “Фотограф”. Это caмая титулованная короткометражка - призы международных кинофестивалей в Кракове, Бильбао, Сиднее, Каннах, Монтекатини, Котбусе, Софии и номинация на “Оскар”. Старенький фотограф (прекрасная актерская работа Вадика Вильского) не просто запечатлевал в кадре разношерстных клиентов своего маленького ателье, он как бы вглядывался и в наши лица, одаряя всех своей лукавой и мудрой улыбкой. Юмористическая зарисовка Виктора Волкова “Эстафета” о первой школьной любви украсила бы любой выпуск “Ералаша”, но на фoнe остальных работ она выглядела вызывающе легкомысленной - так же, впрочем, как и показанный на закрытии фильм-шутка “ЭTОT безумный, безумный, безумный ВГИК”. Тем не менее эти забавные ленты слегка компенсировали тяжелые впечатления, полученные от просмотра документальных киноочерков Дмитрия Кабакова “Одна” и Галины Леонтьевой “Уроки”. Героинями этих фильмов стали ровесницы века, “уходящие объекты” - Анна Петровна Демина и Валентина Романовна Неменова-Лунц, каждая на СВОЙ манер выживающие в собственной старости, выстраивающие ее сообразно “логике преодоления”.

Стильный фантастический опус Евгения Звездакова “CLOSE UP” (привет от Антонини), представляющий собой растянутую на 20 минут рекламу “Полароида”, заставил все же задуматься о мистической предопределенности случайных уличных встреч. Самой обаятельной лентой фестиваля стала игровая короткометражка Сергея Зиневича “Солдат и дурочка”, и заслуга в этом - сценаристки Екатерины Федоровой, сыгравшей главную роль, и немолодого актера Владимира Виноградова. Их изящный дуэт вызвал симпатии всех зрителей. Определенный интерес вызвали и другие ленты молодых кинематографистов...

Молодость мастерове

В первый день работы фестиваля собравшимся продемонстрировали легендарную дипломную работу Рустама Хамдамова “В горах мое сердце”, снятую в 1967 году и вызвавшую смятение в умах киноведов. Экранизация одноименного рассказа Уильяма Сарояна, выполненная в манере дореволюционного немого кино, поражает тонким, изысканным стилизаторством, филигранным владением деталями, искренней любовью к чудаковатым персонажам и сияющим явлением Елены Соловей - удивительной, ни на кого не похожей актрисы, ставшей для режиссера своеобразным талисманом. После столь успешного дебюта судьба Хамдамова в кинематографе могла сложиться более чем удачно. Но вместо этого она напоминает захватывающий, интригующий детектив, последняя глава в котором не написана до сих пор. Негатив и позитив первого его полнометражного фильма “Нечаянные радости” был уничтожен по приказу руководства “Мосфильма” после просмотра материала, а сама постановка передана другому режиссеру - Никите Михалкову, который в итоге снял фильм “Раба любви”, беззастенчиво воспользовавшись идеями, декорациями и костюмами, придуманными Хамдамовым. Лишь спустя 20 лет Хамдамов снова получает возможность снимать. Но единственную копию его второго полнометражного фильма “Anna Karamazoff” похищает и вывозит из страны французский продюсер Серж Зильберман. Потаенный гений, режиссер-призрак, ни один из фильмов которого не дошел до широких зрительских масс, Хамдамов нынче живет во Франции, где на деньги казахского правительства снова снимает кино. Увидят ли его новый фильм российские зрители - неизвестно. Зато благодаря нынешнему фестивалю мы наконец-то увидели его первую работу. Так же, как и дипломную картину его нечаянного соперника Никиты Михалкова “Спокойный день в конце войны”. Уже здесь можно легко разглядеть черты фирменного михалковского стиля. Юность еще одного мэтра отечественного кино Вадима Абдрашитова явлена в его 40-минутном дипломе “Остановите Потапова”, снятом по сценарию Г. Горина. Фильм этот ценен еще и тем, что зафиксировал на кинопленке фрагменты знаменитого спектакля театра на Таганке с Высоцким в роли Гамлета. В зыбкой и загадочной короткометражке Александра Сокурова “Соната для Гитлера” проглядывает не только безупречный режиссерский шарм - здесь видятся наброски к сегодняшней его нашумевшей картине “Молох”.

Особняком в программе фестиваля стоял фильм приморского режиссера-документалиста Валентина Лихачева “Северяне”, показ которого был посвящен его памяти. Присутствие этой пафосной производственной ленты в фестивальной программе можно было бы счесть нонсенсом, но, как ни странно, по прошествии времени эта картина тоже приобрела черты стильности, как и все, что снял Лихачев за годы работы на “Дальтелефильме”.

Гость - один, она - “одна”

В отсутствие всяческих заезжих знаменитостей вся слава и весь свет юпитеров и фотовспышек достались единственному официальному представителю ВГИКа - З8-летнему режиссеру-документалисту Дмитрию Кабакову, преподающему в институте операторское мастерство. В один из фестивальных дней мне удалось познакомиться с ним поближе.

- В программе фестиваля демонстрировался ваш фильм “Одна”, оказавший сильное эмоциональное воздействие на зрителей. У меня в связи с этим несколько неожиданный вопрос: боитесь ли вы старости?

- Знаете, боюсь, если честно. Жизненную активность и силу терять всегда тяжело. Особенно сейчас, когда будущее становится непредсказуемым. Хочется не пассивной, a активной старости - как у моей героини, сопротивляющейся обстоятельствам.

- Довольны ли вы фестивалем и той работой, которую проделала по его организации наша студия “Русский остров”?

- Я просто преклоняюсь перед вашими энтузиастами! Я представляю, сколько нервов и крови пришлось потратить этим людям, чтобы с нуля раскрутить во Владивостоке подобный кинофестиваль, продумать его концепцию, форму, программу, сопутствующую полиграфическую продукцию - календари, каталоги, выполненные, кстати, очень грамотно и красиво. Я верю, что этот ОПЫТ БУДЕТ ПРОДОЛЖЕН и фестиваль в Приморье станет традиционным, причем конкурсным - и тогда молодые местные таланты тоже примут в нем участие. Отечественное кино надо возрождать и таким образом, вдали от своенравной столицы.

Безумству храбрых...

Кто же эти смельчаки, поднявшие и раскрутившие заведомо убыточный и некоммерческий проект? Их пока немного - Олег Котельников, Константин Сальников, Игорь Соловьев. Они и составляют нынешний костяк мало кому пока знакомой киностудии “Русский остров”. Между тем сама киностудия - не блеф. Снятые на ней фильмы “Индигиркина судьба”, “Надежда”, “В комнатах”, “Лабиринт” отмечены призами и дипломами различных кинофестивалей. Сценарная папка киностудии содержит свыше двух десятков киносценариев игровых и документальных фильмов, рассчитанных на короткий и полный метраж. Особенно стоит отметить сценарий фильма об известном приморском деятеле прошлого века Михаиле Янковском, чье имя и чья удивительная судьба связаны неразрывно с историей освоения нашего края. В настоящее время на студии заканчивается монтаж короткометражного игрового фильма “Чудо”.

Хотелось бы, чтобы управление культуры краевой администрации обратило внимание на деятельность киностудии “Русский остров”, поддержало ее и морально, и материально. А пока вопреки всем обстоятельствам и без весомой чиновничьей поддержки ребята из “Русского острова” начали подготовку к следующему кинофестивалю, который в 2001 году должен превратиться из обычного киносмотра в конкурсный показ. По задумке организаторов будущий кинофестиваль должен приобрести международный статус. Возможно, в нем примут участие молодые кинематографисты из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе из Новой Зеландии, где кинематограф переживает нынче бурное развитие.

К сожалению, мы ленивы и нелюбопытны. Но хочется надеяться, что в следующем году на фестивальных сеансах кинозал будет до отказа наполнен зрителями, и у Первого Приморского кинофестиваля молодых кинематографистов появится своя армия преданных друзей, помощников и единомышленников. Вода, как известно, камень точит - особенно, если это свежая вода океанских приливов.

Автор : Сергей СЛАВГОРОДСКИЙ, специально для "В"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Котельные обогревают до последнего

ОАО “Дальэнерго” и администрация города нашли временное компромиссное решение по поводу подачи тепла и горячей воды во Владивостоке. Однако жители краевого центра могут особо не радоваться, поскольку пока отопительный сезон захватит лишь первую неделю апреля. Перспектива вновь не ясна.

Выйду на улицу, гляну на село...

В качестве гуманитарной помощи приморцы только из США в течение года получили тысячи тонн пшеницы, риса, кукурузы, сухого молока, куриных окорочков. Недавно наши старики лакомились гостинцами, присланными евреями. То одна, то другая страна протягивает руку помощи голодной России. Стыдимся. Но берем. Потому что гордостью сыт не будешь. Однако в письмах сельчан, поступающих в редакцию, утверждается - село может прокормить Россию. Нужно лишь навести порядок. И, как написали жители села Озерного Яковлевского района, “закрыть рот таким председателям, которые нас грабят”

Налетай, торопись, на укроп и редис

- Почем ваша редиска? - Двадцать рублей пучок. - Побойтесь бога! За эти-то крысиные хвостики - двадцатку?

Должникам опять не светит

Вчера на Приморской ГРЭС запас мазута сократился до 10 тонн. ОАО “Дальэнерго” было вынуждено срочно перебрасывать в Лучегорск две железнодорожные цистерны, а это 120 тонн жидкого топлива.

Время разрухи, или Кирпич на нашу голову

Не везет в последние дни Первомайке: в воздухе еще витает пыль от полуразрушенного двухэтажного деревянного барака (“В” писал о нем в минувшую пятницу, 24 марта), а тут новая напасть. На этот раз рухнула кирпичная кладка на уровне цокольного, первого и второго этажей в жилой пятиэтажке на улице Интернациональной.

Последние номера