Последняя серия “Санта-Барбары”

Практикой доказано - современный россиянин может подобно пещерному человеку обходиться без зарплаты, без тепла и света. Человек, как в свое время писал Зощенко, - не блоха, ко всему привыкнуть сможет. Блокадники расскажут, как, сохраняя тепло, обвязываться старыми газетами и греть руки на кружке с кипятком, в каком углу комнаты теплее, если везде холодно.

13 февр. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №76 от 13 февр. 1997

Практикой доказано - современный россиянин может подобно пещерному человеку обходиться без зарплаты, без тепла и света. Человек, как в свое время писал Зощенко, - не блоха, ко всему привыкнуть сможет. Блокадники расскажут, как, сохраняя тепло, обвязываться старыми газетами и греть руки на кружке с кипятком, в каком углу комнаты теплее, если везде холодно.

От многих благ цивилизации мы уже с легкостью отказались. Теперь же, по всей видимости, придется отказаться от привычного просмотра телевизора. 17 февраля намерен начать бессрочную забастовку коллектив Приморского радиотелепередающего центра (КРТПЦ).

Именно благодаря коллективу КРТПЦ, в ведении которого находятся 8 крупных и около 400 мелких передающих центров, жители Приморья могут смотреть телевизор. Передатчики краевого радиотелепередающего центра закрывают около 95 процентов всей территории края. Обеспечивают же бесперебойную работу радио и телевидения 258 человек.

Что же подвигло коллектив КРТПЦ пойти на крайние меры? Причина, в общем-то, тривиальная. Кризис неплатежей, захлестнувший всю страну, больно ударил и по связистам. Государственные телерадиокомпании, чьи программы ретранслирует радиотелепередающий центр, задолжали за эту услугу огромные деньги. Сумма долга превысила 4 миллиарда. Самый крупный должник - Всероссийская государственная телерадиокомпания - проще говоря, Российское телевидение. По данным на 1 февраля, ВГТРК задолжала приморским связистам 1 миллиард 641 миллион рублей, 1 миллиард 418 миллионов задолжало “ОРТ”. Один с позволения сказать “должок” тянется за уже не существующей телерадиокомпанией “Останкино”. Предшественник “ОРТ” задолжал 809 миллионов.

В должниках и все центральные радиоканалы. “Радио-1” задолжало 84 миллиона, “Маяк” - 138, “Голос России” - 4 миллиона рублей.

Центральные телерадиокомпании считают хорошим тоном не платить за услуги связи. И такое положение дел продолжается уже на протяжении последних 3 лет.

На правительство надежды нет

Связисты неоднократно обращались в правительство и к президенту с требованием прекратить это безобразие. (У председателя профсоюзного комитета КРТПЦ Геннадия Карпенко в блокноте записаны телефоны самых высоких чиновников - начиная от вице-премьеров и заканчивая главой президентской администрации.) Однако существенных изменений так и не последовало.

Правительство в курсе проблем связистов. Мало того, премьер-министр России Виктор Черномырдин уже устраивал “нагоняй” своим подчиненным из министерства связи, Федеральной службы по телевидению и радиовещанию и министерства финансов. Еще в ноябре прошлого года премьер распорядился незамедлительно решить вопросы финансирования телерадиопередающих центров. А воз и ныне там.

В России с телевещанием сложилась ситуация критическая. По данным руководства ЦК профсоюза работников связи, на октябрь прошлого года все государственные телерадиокомпании задолжали вещательным центрам более 840 миллиардов рублей. В течение нескольких лет коллективы телерадиопредприятий лихорадит от нестабильности - они не имеют возможности своевременно и в необходимых размерах закупать необходимые материалы и запчасти, задерживаются выплаты за электроэнергию, растут суммы пени и штрафов по всем платежам.

На вредном производстве нет даже белых халатов

6 февраля этого года во Владивостоке прошла конференция трудового коллектива краевого радиотелепередающего центра. Терпение связистов лопнуло. Дело даже не в том, что зарплату не выдают по многу месяцев. Из-за отсутствия средств работники КРТПЦ не могут поддерживать в рабочем состоянии старое оборудование, находящееся в эксплуатации не один десяток лет, - нет денег на покупку запчастей.

Мало того, в аварийном состоянии находится и владивостокская телебашня. Запущенная в работу 37 лет назад, башня вот-вот готова упасть.

Работники КРТПЦ требуют немедленно решить вопрос финансирования мероприятий по охране труда. Работа в телерадиопередающих центрах приравнена к вредным производствам - работники получают колоссальную дозу облучения. Раньше всем сотрудникам выдавались белые халаты. Теперь о них приходится только мечтать. Нет денег на оздоровительные мероприятия. Как следствие этого - резкий рост онкологических заболеваний и заболеваний сердечно-сосудистой системы. По словам руководителя профкома КРТПЦ Геннадия Карпенко, не так давно коллектив похоронил 40-летнего сотрудника - инсульт.

Когда работники краевого радиотелепередающего центра последний раз получали зарплату, вспомнить сложно. Во многих отдаленных передающих центрах в крае люди работают семьями. Как жить, когда вся семья не получает деньги?

Ситуация усугубилась после указа президента об ужесточении налоговой дисциплины. Согласно нему был блокирован текущий счет КРТПЦ, при помощи которого руководство хоть как-то выкручивалось.

Кстати, в прошлом году краевой радиотелепередающий центр посетила налоговая инспекция. “Почему, - говорят, - налоги вовремя не платите?” Налоговой инспекции вполне резонно предложили “выбить” деньги у должников, на что инспектора только развели руками.

Вместо “Санта-Барбары” - заставка “Мы бастуем”

На прошедшей 6 февраля конференции трудового коллектива работники КРТПЦ приняли решение с 15 часов 17 февраля отключить трансляцию программ телекомпании “ОРТ”, за исключением информационных программ “Новости” и “Время”, Всероссийской государственной телерадиокомпании, за исключением информационных блоков программы “Вести”. С этого же дня будет отключена трансляция радиопрограмм “Маяка”, “Радио-1”, “Радио России”, “Голоса России” и “Юности”. В забастовке примут участие 245 человек.

Это, однако, не означает, что сотрудники телерадиопередающего центра не будут приходить на работу. Работники будут по-прежнему обслуживать технику. Правда, вместо “Санта-Барбары” или “Поля чудес” на экранах наших телевизоров будет высвечиваться заставка “Мы бастуем”.

Как долго это продлится, сказать сложно. Приморские связисты намерены бастовать до полного удовлетворения всех их требований. Они просты: обеспечивать содержание технических средств в полном объеме и финансирование работ по охране труда. Работники КРТПЦ также требуют своевременно выплачивать заработную плату.

Комментарий “В”. Прекращение телерадиотрансляции равносильно закрытию Транссибирской железной дороги. Непосильные железнодорожные тарифы уже провели незримую границу между европейской и азиатской частями России. Остановка телевещания по вине Москвы создает информационный вакуум, гораздо более опасный по своему характеру, нежели сокращение транспортных перевозок. После развала СССР, пожалуй, только единое информационное пространство обеспечивает на государственном уровне идеологическое единство российских регионов с Москвой. Прекращение телевещания нанесет серьезный ущерб государственной безопасности России и ее целостности. В ходе “парада суверенитетов” начала 90-х годов первым шагом лидеров новых независимых государственных образований было резкое ограничение, вплоть до полного прекращения, московского вещания, вторым - провозглашение независимости и создание собственных телевидения и радио. А посему явные и скрытые сторонники Приморской республики получают из рук Москвы беспрецедентную фору - переход сразу ко второму этапу “суверенизации”.

Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, “Владивосток”