Мы не промахнулись - так считают те, кто учится в колледже ДВГУ

Опубликованная несколько дней назад в “В” информация о том, что при ДВГУ открылся детский сад, вызвала, признаться, некоторое замешательство даже среди наших журналистов, для большинства из которых “универ” - альма-матер. Действительно, университет как-то не вяжется с букварем и проблемами дошкольного образования. Но ведь и мировой и российский опыт последних лет показывает, что чем выше готовность человека к учебе в вузе, тем качественнее будут полученные им знания. А такая готовность тоже ведь возникает не из пустоты; она - естественный результат продуманной довузовской подготовки. И как показывает даже собственный опыт ДВГУ, чем раньше подросток приобщается к системе высшего образования, тем лучше и для него и для самого вуза; если вчерашний школьник для университета - это “сырец”, то выпускник колледжа, как ни крути, уже “полуфабрикат”.

24 март 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №758 от 24 март 2000

Опубликованная несколько дней назад в “В” информация о том, что при ДВГУ открылся детский сад, вызвала, признаться, некоторое замешательство даже среди наших журналистов, для большинства из которых “универ” - альма-матер. Действительно, университет как-то не вяжется с букварем и проблемами дошкольного образования. Но ведь и мировой и российский опыт последних лет показывает, что чем выше готовность человека к учебе в вузе, тем качественнее будут полученные им знания. А такая готовность тоже ведь возникает не из пустоты; она - естественный результат продуманной довузовской подготовки. И как показывает даже собственный опыт ДВГУ, чем раньше подросток приобщается к системе высшего образования, тем лучше и для него и для самого вуза; если вчерашний школьник для университета - это “сырец”, то выпускник колледжа, как ни крути, уже “полуфабрикат”.

Эти слова, напоминающие фрагмент из рекламной агитки, весьма убедительно подтверждаются простыми фактами и сухой статистикой. Колледж ДВГУ начинался в 1992 году, когда принимали только на два года (10-й и 11-й классы). Первый выпуск, естественно, состоялся в 94-м и составил 38 человек. Так вот 37 из них с ходу поступили в университет, причем все - исключительно на бюджетные (т. е. бесплатные) места. Кстати, те, с кого начинался колледж, в прошлом году уже успели стать молодыми специалистами. Здесь тоже есть любопытные цифры: университет вовремя окончили все 37, а 12 из них (каждый третий!) - с красным дипломом.

Наблюдая за результатом, руководство ДВГУ и колледжа, как говорится, “осмелело”, и постепенно начался набор в 9-й и 8-й классы, а в этом году - в порядке эксперимента - предполагается набрать даже 7-классников. И это уже будет новая точка отсчета - ведь получается, что половину времени, отпущенного на школу, будущий студент проведет в вузовской системе образования.

Однако давайте закончим со статистикой: к примеру, из 68 выпускников 95-го года 62 тут же поступили в университет. А допустим, в 97-м году из 201 выпускника с ходу поступили 188. Или взять прошлый год - 216 человек окончили колледж, 210 стали студентами ДВГУ. Эти цифры тоже можно “расшифровывать” - более 60 процентов вчерашних колледжан обязательно поступает на бюджетные места. Что же касается нескольких человек, каждый год остающихся как бы “за скобками”, то это просто означает, что они выбрали специальности, предложить которые ДВГУ пока, к сожалению, не может, и решили поступать, скажем, в медицинский, или в институт искусств, или в морскую академию. А решив, обязательно поступают - базовые знания, которые дает колледж, делают их обладателя достаточно заметным, чтобы можно было “не разглядеть” его в общем потоке абитуриентов.

Оно и понятно - средний размер старших, выпускных классов здесь 20-21 человек, младших - 15-17. Так что у преподавателя всегда есть возможность достучаться до каждого ученика. Иначе, впрочем, и нельзя - ведь нагрузка в вузовской образовательной системе существенно выше, чем в школе, потому что к набору обязательных предметов, включенных в аттестат о среднем образовании, добавляется еще длинный перечень дисциплин специализации и факультативов.

Естественно, впрочем, что начинается любая специализация не с “маленьких” классов, а с 10-го, и рассчитана на последние два года обучения. И здесь уже надо выбирать: юридический класс, восточный, компьютерных технологий (математика), компьютерной бухгалтерии (экономика) и класс секретарей-референтов с углубленным изучением английского языка. Конечно, нагрузка на 16-17-летнего юношу или девушку существенно возрастает, но с другой стороны, когда же еще учиться, если не в юном возрасте, пока мозги еще не утратили восприимчивости и ты готов впитывать новые знания как губка?.. Опять же: избранная специализация отнюдь не означает строгого ей следования, т. е. ничто не мешает выпускнику юридического класса поступать на химический, к примеру, или геофизический факультет. Тем более что во время зачисления при равенстве набранных баллов с другими абитуриентами выпускники колледжа имеют солидное преимущество.

...По просьбе корреспондента “В” преподаватели колледжа предложили своим ученикам из старших классов написать вольное сочинение (без фамилий и без оценок) на тему “Мой колледж”. Вот некоторые фрагменты: “...Когда в конце девятого класса родители предложили мне поступить в колледж ДВГУ, я подумал об этом с сомнением. Мне казалось, что лучше было бы просто окончить школу, а потом поступить в университет. Но тем не менее летом я сдал вступительные экзамены и поступил в колледж. Оказалось, я не промахнулся...” “...Здесь к тебе обращаются только на “вы” и никто никогда не кричит. Если хоть один из нас что-то не понимает, то преподаватель не будет объяснять дальше, пока все не поймут...” Приводя несколько плюсов, автор одного из сочинений замечает: “Единственный минус - это большая нагрузка. Главное заблуждение учителей - это мысль о том, что их предмет самый главный и мы будем делать только его с утра до вечера...” Однако вот что возражает незримый оппонент - другой автор: “...Возможно, если бы мы вернулись в школы, мы бы там стали круглыми отличниками, но важнее всего знания, и мы уже ни на что не променяем наш колледж...”

Может быть, колледжане чуть привирают, как те кулики, что хвалят исключительно свое болото? Может быть, и так. Но это нетрудно проверить - 25 марта, в субботу, колледж ДВГУ проводит День открытых дверей и готов предъявить для всеобщего обозрения все свои “самые страшные секреты”. Приходите и вы во всем убедитесь сами.

Автор: Отдел новостей "В"