Политическое "мясо" не пахнет, даже если им фаршируют чужие головы

В начале февраля в Подмосковье прошел первый международный молодежный политический форум Terra Politicae. "Серые кардиналы" большой политики - пиарщики собрали молодых людей, чтобы подготовить их для будущих сражений на российском политическом поле. На форум пригласили победителей конкурса эссе на тему "Молодежь и выборы". Одним из приглашенных стал Вадим Волков. Ему 22, он - студент двух факультетов ДВГУ. Вадим был единственным представителем Дальнего Востока. С такими молодыми людьми нас ждет стабильное будущее.

17 март 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №754 от 17 март 2000

В начале февраля в Подмосковье прошел первый международный молодежный политический форум Terra Politicae. "Серые кардиналы" большой политики - пиарщики собрали молодых людей, чтобы подготовить их для будущих сражений на российском политическом поле. На форум пригласили победителей конкурса эссе на тему "Молодежь и выборы". Одним из приглашенных стал Вадим Волков. Ему 22, он - студент двух факультетов ДВГУ. Вадим был единственным представителем Дальнего Востока. С такими молодыми людьми нас ждет стабильное будущее.

- В течение семи дней погружения мы прослушали лекции политологов, имиджмейкеров, специалистов в сфере политического консалтинга, встречались с известными политиками. Среди тех, с кем удалось пообщаться, Павловский, Рыжков-младший, Жириновский, Березовский. У нас проходили семинары, “круглые столы”, тренинги. Начинались занятия в 10 часов и заканчивались в два-три, а то и в пять ночи. Это нормальный график для тех, кто занимается пиаром во время предвыборной гонки. Мы знали, на что соглашались. Поехали ради знаний и их получили.

- Кто-то стал для вас открытием?

- Президент консалтинговой группы "ИМИДЖ-Контакт", доктор психологических наук, профессор Алексей Ситников из Новосибирска. Сейчас его группа активно занимается выборами. Ситников сделал себя за 10 лет, ему еще нет 40, но добился он многого. Москвичи уважают его за способность неординарно мыслить, за твердолобость - в хорошем смысле этого слова. "ИМИДЖ-Контакту" принадлежит идея создания избирательного блока "Единство". Меня поразило, как это просто. Существовала ниша, которую нужно было заполнить, и появился блок. Математический анализ, немножко социологии, умелая подача в СМИ - и все.

- Вы почувствовали склонность к политике?

- Нет, скорее к процессам, близким к ней. На тренинге одно из заданий было приготовить обращение президента к определенным группам населения. Наш стол готовил речь для выступления перед избирателями в сельском клубе. Получилось. Хотя были определенные ошибки, свойственные работе перед телекамерой. Жесты, мимика, взгляд - все должно быть выверено.

- Как вы думаете, что заставило пиарщиков открыть свои секреты молодым?

- В святая святых - свои технологии они никого не впустили. Только показали, что есть двери, но не собирались их открывать. Показали, что есть очень серьезные технологии, которые могут повлиять на общество. Но перед нами набросали лишь силуэт того, что есть на самом деле.

- Вадим, среди лекторов вы назвали Глеба Павловского, возглавляющего Фонд эффективной политики. Говорят, это фигура с большой буквы, он якобы "сделал" нескольких известных политиков.

- Есть личности, которые, вероятно, стоят и за ним. Конечно, он не просто "кукла". Обладает определенной самостоятельностью, но зависим. Сейчас Павловский привыкает к своей роли публичного политика, много появляется на телевидении и в прессе. Нам он читал лекцию о российских элитах.

- В известном фильме "Плутовство" пиарщики разворачивают на экране настоящую войну. Насколько это приближено к реальности?

- Есть еще один фильм на эту тему - "Основные цвета". Его будет любопытно посмотреть тем, кто хочет понять, что происходит в России. Сегодня в общественное сознание активно внедряют идеологемы, мифы, ими заполнено все информационное пространство: слабая армия, возможная диктатура, отсутствие сильного парламента.

Все можно состряпать. Цифровые технологии позволяют добиться любого желаемого результата. Могут изменить человека до неузнаваемости простой подачей ракурса. На примере программы Сергея Доренко нам показали, как нужно создавать телевизионные образы. Об этом нам рассказал Роман Фурс - гуманитарный технолог из группы "ИМИДЖ-Контакт".

- Это он Доренко "сделал"?

- Роман не признался, но и не отрицал. Так вот, мы рассматривали особенности речи Доренко. Все его придыхания не случайны. Так же, как киселевское спарадическое "э-э-э". Доренко талантливо регулирует голос. О войне в Чечне говорит с придыханием, о Лужкове и Примакове - на высоких нотах. Как сказал о нем Михаил Леонтьев из программы "Однако" (сам весьма странный человек, жесткий циник): "Сережа Доренко ныряет в г... по голову, и это ему нравится". Очень точная характеристика.

- Интересно, а о чем вам рассказывал Березовский?

- Он читал серьезную вводную лекцию. Образование математика сказывается на его манере мыслить и говорить. Он не скрывал, что в политике преследует свои цели и интересы. Поразила логика изложения, основанная на фактах, которые малоизвестны. Приятно удивила непримиримость, с которой он относится к коммунистам. Но в принципе это был все тот же Березовский, которого критикуют правые и левые.

- А Жириновский каким показался?

- За те три часа, что Жириновский читал нам лекцию, я так и не понял, что он собирается сделать с Россией. Его "конкретные" мысли очень расплывчаты для окружающих.

Разочаровал и Владимир Рыжков. Он неумело заигрывал с публикой. Его справедливо одернули, он замкнулся.

- В Москве - война компроматов?

- Это тоже один из мифов. Настоящая война компроматов развернулась в 1997 году за акции "Связьинвеста" между олигархическими группировками. А то, что случилось с "ОВРагом", Лужковым и Примаковым... Мы подробно разбирали, как их "мочили". Лужков сам ввязался в эту войну, выступив на радио "Эхо Москвы", напал на Кремль, когда овээровцы были полностью уверены в его победе на парламентских выборах. За это получил.

Если говорить о предвыборной рекламе, то в столице считают наиболее эффективной наружную. Там по всему городу раскиданы щиты. При этом рекламируется не только тот же Лужков, но и его конкуренты. Всегда должна быть альтернатива. А если затронуть технологии, то, например, технология "от двери к двери" обеспечила КПРФ высокий процент избирателей. Их люди ходили по домам, вели агитацию. В центральной России это очень хорошо сработало.

- Теперь-то можете отличить правду от вымысла?

- В 1998 году на Каннском кинофестивале был показан следующий рекламный ролик. Камера наезжает на древнюю старушку, к ней приближается грязный панк и толкает ее на дорогу. То же самое повторяется со спины. Потом показывают картинку сбоку, все то же, но через несколько секунд на место, где стояла старушка, падают кирпичи. Понимаете, каждую проблему нужно рассматривать с разных сторон.

После форума я понял, что все возможно при наличии желания - как в личном плане, так и в масштабах страны. Как сказал Лисовский, в политике и политической рекламе ничем не гнушаются. На твои личные качества, способности-"скелет" можно положить какое угодно "мясо", таким образом создав публичный образ. И все поймут, кого нужно любить.

Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, "Владивосток-ЕЩЁ!"