Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Мегаполис

Как УПК в рынок ходили...

Еще 10 лет назад межшкольный учебно-производственный комбинат давал завтрашним выпускникам профессию. Сегодня времена изменились - найти работу непросто даже имеющим опыт. Молодежь стремится в вузы. Получается, учебный комбинат - это пережиток прошлого? В то же время одним из важнейших принципов новой образовательной доктрины министр образования России Владимир Филиппов назвал практическую ориентацию знаний. Вопрос в том, кто и как это должен делать?

Еще 10 лет назад межшкольный учебно-производственный комбинат давал завтрашним выпускникам профессию. Сегодня времена изменились - найти работу непросто даже имеющим опыт. Молодежь стремится в вузы. Получается, учебный комбинат - это пережиток прошлого? В то же время одним из важнейших принципов новой образовательной доктрины министр образования России Владимир Филиппов назвал практическую ориентацию знаний. Вопрос в том, кто и как это должен делать?

Кому это нужно, никому не нужно?


В былые времена учебно-производственные комбинаты считались неотъемлемой частью системы общего образования. Получить профессию в школе, которая завтра давала возможность реализовать право на труд, было нормой. По каким-то причинам не поступившие в вуз или техникум выпускники вполне могли рассчитывать на “корочку” по специальности. Каждую из них - в крупных УПК число специальностей достигало двух десятков - курировали предприятия. Шефскую помощь оказывали не скупясь - швейные машины, токарные станки, автомобили - словом, материальная база, созданная 20 лет назад, служит и сегодня. Шефство заключалось не только в этом: практика, дальнейшее трудоустройство также зависели от предприятий. “Дальзавод”, почтамт, телефонная станция, швейное объединение “Заря”, владивостокский судоремонтный завод, “Радиоприбор” - проще сказать, где не работали вчерашние школьники.

Все рухнуло в одночасье. Предприятия акционировались, начались сокращения. Естественно, в первую очередь вчерашние шефы избавились от школьников - своих рабочих некуда девать. Дальше - больше. Некоторые заводы даже разобрали оборудование из учебных классов комбинатов. Нынче хваленая материальная база представляет собой, как говорится, остатки роскоши. Например, в УПК Советского района, где еще жива специальность “автовождение”, мальчишки тренируются на легковушке 80-го года выпуска: день ездят - неделю ремонтируют. Пуще глаза берегут швейные машины, утюги, компьютеры - новые купить не на что. Нечем залатать протекающую крышу. Не на что приобрести продукты для специальности “пекарь”, принять участие в соревнованиях по туризму... Рынок!

- Может быть, профобразование в школе и правда утратило свою актуальность? - спрашиваю директора комбината Ленинского района Владимира Левченко.

- Мы очень нужны прежде всего детям, - отвечает Владимир Николаевич. - Платное образование сейчас не всем доступно. К нам все чаще обращаются выпускники прошлых лет с просьбой восстановить “корочки”, чтобы устроиться работать по специальности, полученной в УПК.

Геннадий Ермаков, директор Советского УПК, вместо ответа представил данные анкетного опроса, проведенного среди одиннадцатиклассников. На вопрос “Считаете ли вы получение профессии параллельно с полным средним образованием необходимым или без этого можно обойтись?” ответы лаконичны и почти одинаковы. “Занятия нужны... Профессия - это хорошо... Если я не поступлю в вуз, то пойду работать... Это мне очень пригодится в жизни...” А вот статистика Первомайского района: сегодня работают по специальности “автослесарь” 15 человек, “слесарь-ремонтник” - 10 человек, трое - медсестры в поликлиниках, двое - швеи. В целом больше половины выпускников, не поступивших в учебные заведения, работают по специальности УПК. Многим сертификаты пригодились при поступлении в педагогическое и медицинское училища, медуниверситет. Не спорят на эту тему и в районных отделах народного образования. Да, УПК нужны. Дело за малым - в какой форме?

Старая песня на новый лад


В самих УПК активно ищут новые пути развития. Заключают договоры с вузами, чтобы сориентированные на определенную профессию школьники могли продолжить образование дальше. Например, специальность “автослесарь” может плавно “перерасти” в профессию инженера автотранспорта после окончания ДВГТУ. Готов активно сотрудничать с комбинатами ВГУЭС. В этом вузе за последние годы появилось много новых специальностей, у которых нет начального звена: менеджер по туризму, менеджер ресторанного сервиса. УПК Советского района сотрудничает с владивостокским филиалом Московского гуманитарного университета.

Сегодня довузовскую подготовку взяли в свои руки сами вузы. Платные колледжи есть сегодня в каждом из них, и это легко понять: кто откажется от возможности заработать? Ведь даже в школах часы, отведенные для занятий в УПК, по возможности сводят к минимуму, а то и вовсе заменяют платными дополнительными дисциплинами. Выход в этой ситуации один, между прочим, вполне соответствующий рыночным условиям, - сделать межшкольные комбинаты самостоятельными предприятиями. Рентабельными. И это не фантастика. Хотя путь этот ох как тернист.

Что написано пером...


- Моя мечта - хорошая материальная база, - говорит Владимир Левченко. - Это позволит реализовать многие начинания, которые могут быть очень перспективными, открыть новые специальности, востребованные на рынке труда. Например, хлебопекарный цех.

В свое время в Ленинском УПК приобрели хлебопекарные шкафы, с помощью бывших шефов с “Эры” смонтировали, подключили. Набрали две группы по специальности “пекарь”. Раздобыли муки и прочих ингредиентов. Наконец испекли хлеб. А куда его девать? Договорились с близлежащим магазином, там продали. Незаконно, разумеется. Потом булочками и пряниками кормили весь комбинат. Так промучились полтора года. Решили оформить все чин чином. Пригласили санитарные власти, которые выдали десяток предписаний - “вода, свет, коллектор”. Денег, конечно, на все это не было. На том цех и закрыли. А между тем мини-пекарни - тема нынче оч-чень популярная. Впрочем, можно заработать и на швейных изделиях, немудреных распашонках-халатах. А можно оказывать авторемонтные услуги, как это в течение нескольких лет делали в Советском районе. Много чего можно изобрести, если есть стимул. Для учебных комбинатов - это прежде всего самостоятельность.

- Если мы станем самостоятельными, в том числе и юридически, откроем расчетный счет, тогда и задышим свободнее, - мечтает Владимир Левченко.

Надежду дает и постановление правительства Российской Федерации “Об утверждении типового положения о межшкольном учебном комбинате”, подписанное Владимиром Путиным 30 декабря 1999 года. В постановлении говорится об учредителях, об уставе, о праве на бюджетные и иные счета в кредитных организациях, о внебюджетных источниках финансирования. Свобода? Но, как водится, гладко было на бумаге... Взять хотя бы учредителей. Ими могут быть органы государственной власти и местного самоуправления. Во Владивостоке в этой роли выступает мэрия. Казалось бы, логично учредителю поддержать свое детище. Но в УПК Ленинского и Советского районов пока не строят далеко идущих планов по вполне прозаичной причине: на здания комбинатов претендует в одном случае налоговая инспекция, в другом райотдел милиции. Стоят насмерть. Устав? Вроде бы готов, но в связи с вышеуказанным постановлением требует корректив, над чем и размышляют сегодня в гороно. Расчетный счет в банке? Так ведь все в кассу учредителя, а уж из нее - что достанется. С территорией УПК интересно вышло. Вновь обратимся к постановлению. Оно закрепляет за межшкольным комбинатом землю, здания, сооружения, оборудование и предоставляет право сдавать закрепленное имущество в аренду в порядке, определенном законодательством РФ. Может, кому-то от этого и хорошо, но во Владивостоке территория не закреплена ни за одним из четырех комбинатов. Почему? Вразумительного ответа в школьном отделе гороно я так и не получила. Здесь так рассматривается вопрос о самостоятельности комбинатов: этого никто не запрещает. И на том спасибо.

Автор : Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Тарифное напряжение достигло верхов

Вице-губернаторы Александр Кузич и Юрий Лихойда вчера приступили в Москве к работе в правительстве России.

Договорились о тепле

В минувшие выходные дни во Владивостоке прошел ряд совещаний с участием представителей РАО “ЕЭС России”, ЗАО “Росуглесбыт”, ЗАО “СИДАНКО-Восток”, “Востокэнерго”, ОАО “Дальэнерго”, администраций Приморского края и города Владивостока, касающихся вопросов энергоснабжения потребителей края в предстоящие дни марта и в апреле текущего года.

Передел мазута: тепло в обмен на свет?

20 железнодорожных цистерн с топочным мазутом, предназначенных для обогрева Владивостока, были переданы вчера на Приморскую ГРЭС.

Безрыбье для Приморского края

Приморским рыбакам все-таки придется обратить свое внимание на нетрадиционные или незаслуженно забытые объекты промысла. Увеличение добычи той же ставриды, скумбрии, наваги, камбалы, палтуса, развитие макрокультуры поможет хоть немного компенсировать потери от сокращения для наших рыбодобывающих предприятий квот на лов минтая и сельди. Об этом заявил на заседании Приморского рыбохозяйственного совета его председатель, вице-губернатор Владимир Сидоров.

Печальная особенность национальной работы

Мысль заглянуть на старый добрый фарфоровый завод родилась нечаянно. В том смысле, что выбор именно этого производства - среднепотолочный. Могла быть и кондитерка, и завод ЖБИ... Просто фарфор, посуда - это дом, очень теплый... Как живет завод, чем дышит? Как платит налоги на радость нам? Чтобы увидеть невидимое, корреспондент пригласил с собой специалиста в области управления, психологии труда. Результат взгляда в четыре глаза оказался неожиданным.

Последние номера