Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Экономика, финансы

“Приморскуголь” намерен вытащить себя из убытков

Очередной приезд в Приморский край президента компании “Росуголь” Юрия Малышева если не закономерен, то вполне объясним. Правительство сегодня прекрасно понимает, что главная причина всеобщего кризиса, охватившего экономику Дальнего Востока, заключается не столько в удорожании железнодорожных тарифов, сколько в росте цен на энергоносители, самым главным из которых является именно уголь.

Очередной приезд в Приморский край президента компании “Росуголь” Юрия Малышева если не закономерен, то вполне объясним. Правительство сегодня прекрасно понимает, что главная причина всеобщего кризиса, охватившего экономику Дальнего Востока, заключается не столько в удорожании железнодорожных тарифов, сколько в росте цен на энергоносители, самым главным из которых является именно уголь.

Приморью не обойтись без своего угля

С 1987 года объем добычи угля АО “Приморскуголь” упал с 22,5 миллиона тонн в год до 10,5 миллиона, хотя в прошлом году угольщики выдали на-гора на 1 миллион тонн больше, чем в 1995-м. Но этого все равно недостаточно для приморских электростанций. Поэтому энергетикам пришлось завозить уголь с Харанорского, Райчихинского и других разрезов, несмотря на то, что транспортный тариф увеличивает его цену в 1,57 раза. Это отрицательно сказывается на работе электростанций, которые в тяжелых финансовых условиях постоянно испытывают дефицит топлива и вынуждены сжигать различные марки угля, не предусмотренные проектом. Но самое главное - дорожает киловатт-час, в себестоимости которого расходы на топливо составляют около 70 процентов.

Сегодня приморские горняки продают уголь на электростанции по усредненному тарифу 20 долларов за тонну, хотя известно, что уголь, добытый открытым способом на разрезах, стоит намного дешевле (точная цифра является коммерческой тайной АО “Приморскуголь”). Акционерное общество не может снизить цену, так как за счет прибыли от выгодной добычи открытым способом оно вынуждено покрывать убытки нерентабельных шахт. При этом угольные компании из Китая, Японии или Австралии предлагают свою продукцию за меньшую цену, и доставка “черного золота” оттуда обошлась бы гораздо дешевле, чем из Якутии.

Тем не менее энергетики не решаются брать уголь за рубежом. Не исключено, что иностранные угольные компании предлагают дешевый уголь для того, чтобы впоследствии, когда собственная угледобыча будет загублена из-за отсутствия средств, иметь возможность спокойно взвинчивать цены. Поэтому в компании “Росуголь” давно вынашиваются планы по реструктуризации угольной отрасли Приморского края.

“Приморскуглю” предстоит реформа

Руководство ГП “Росуголь” уделяет Приморью особое внимание. Об этом свидетельствуют частые визиты в наш край президента компании Юрия Малышева и то, что “Росуголь” выполнил в прошлом году свои финансовые обязательства перед “Приморскуглем” на 110 процентов. Предлагается много планов реструктуризации. Однако, какой бы из них ни был признан правильным, ясно одно: бесперспективные шахты будут закрывать. И не только из-за того, что они не приносят дохода, а еще и потому, что это является главным условием предоставления России Всемирным банком так называемого угольного кредита в 500 миллионов долларов. На эти деньги специально для оставшихся без работы шахтеров уже создаются новые предприятия, по профилю никак не связанные с угольной отраслью. Однако Юрий Малышев, судя по всему, не намерен слепо следовать этой установке: необязательно закрывать убыточые шахты, если можно сделать их прибыльными. Именно для того, чтобы рассмотреть возможность такого варианта решения проблемы, он и приехал в Приморье в очередной раз.

Всего в составе ОАО “Приморскуголь” сегодня находятся 14 шахт, которые добывают около 10 процентов от общего объема угледобычи. Но уголь, который добывается здесь, - очень высокого качества. Вся остальная продукция добывается открытым способом. В соответствии с федеральной программой закрытия бесперспективных предприятий уже прекратили работу шахты “Озерная”, “Хасан”, “Подгородненка” и “Приморская”. Однако Юрий Малышев уверенно заявляет, что “ни один шахтер без работы не останется”.

Он не изменил своего мнения и после посещения шахт им. Артема и “Нагорная”. Оба раза он спускался в забои и лично вместе с генеральным директором “Приморскугля” Анатолием Васяновичем и руководителями шахт проверял техническое состояние и перспективность разрабатываемых месторождений. По словам руководителя “Росугля”, обе шахты являются очень перспективными угледобывающими предприятиями, и, несмотря на их убыточность, закрывать их просто абсурдно. Пока предполагается сделать эти шахты базовыми предприятиями, выделить их в отдельные АО и обеспечить всем необходимым. По мнению Малышева, при энергичном руководстве шахты начнут работать с прибылью уже через год. “К 1998 году мы поставим на “Нагорной” современный добывающий комплекс, и она сможет покрыть убытки всех остальных шахт Партизанска”, - сказал Юрий Малышев в беседе с корреспондентом “В”. Развитие производства на этих шахтах даст новые рабочие места тем, кто был уволен в связи с закрытием других угледобывающих предприятий. Их примут при условии, что будут уволены с предоставлением второй, ведомственной пенсии все работники старше 60 лет. По словам Юрия Малышева, только на шахте “Нагорная”, где таких сотрудников он насчитал около 200, подобная мера позволит сэкономить около 4 миллиардов в год. Также придется предпринять значительное сокращение инженерно-технического персонала. Только на шахте им. Артема сокращению подлежат более 100 человек ИТР. Не исключено, что будут приняты решения о кадровых перестановках в руководстве шахт.

К 2000 году - без убытков

На совещание по итогам поездки, которое состоялось в субботу в “Приморскугле”, прессу не допустили. Однако по информации, “просочившейся” из-за закрытых дверей, там у Юрия Малышева состоялся очень жесткий разговор с представителями шахтерских профсоюзов, которые, как обычно, потребовали выплаты зарплаты, и с руководителями шахт. На пресс-конференции Юрий Малышев заявил, что “Росуголь” намерен продолжать работы по развитию угольной промышленности в Приморье с перспективой вывода ее на полное самообеспечение. Скорее всего отрасль будет разделена на 2 части: в составе АО “Приморскуголь” останется прибыльная добыча угля открытым способом, объемы которой уже в скором времени должны значительно увеличиться. Остальные же шахты и шахтоуправления будут преобразованы в акционерные общества, которые скорее всего будут подчинены напрямую “Росуглю”. Это позволит отойти от практики формирования единой средней цены на уголь, создать условия конкуренции и проводить более гибкую маркетинговую политику. Малышев твердо заявил: “К 2000 году в Приморье не останется убыточных предприятий угольной отрасли”.

Однако окончательно точку в планы реструктуризации АО “Приморскуголь” поставит собрание акционеров, которое состоится в конце марта. По словам Анатолия Васяновича, планы реструктуризации носят пока лишь предварительный характер, и на собрании акционеров в них могут быть внесены значительные коррективы.

Автор : Сергей ЧЕЧУГО,“Владивосток”

comments powered by Disqus
В этом номере:
Краевая дума будет принимать меры по мэру

Прокурор Приморского края Валерий Василенко направил в краевую думу информацию “О фактах нарушения Конституции РФ, федеральных законов, устава и законов субъекта РФ мэром г. Владивостока”.

Выборы в Арсеньеве: дан старт на второй круг

Арсеньевский теризбирком зарегистрировал первого кандидата на должность главы муниципального образования, которая до сих пор остается вакантной в результате объявленных несостоявшимися выборов 22 декабря прошлого года (наибольший процент голосов оказался в графе “против всех”). Им стал бывший генеральный директор авиакомпании “Прогресс” Виктор Манойленко, выдвинутый теперь не избирательным объединением, а инициативной группой и уже собравший необходимое количество подписей в свою поддержку.

Без света будем жить до весны

Электростанции Приморского края до весны будут продолжать массовые отключения электроэнергии для бытовых потребителей вследствие сокращения ее производства из-за острейшего дефицита топлива.

Круиз вокруг Антарктиды

Ледокол “Капитан Хлебников”, принадлежащий АО “ДВМП”, успешно завершил первый в истории полный обход Антарктиды с туристами на борту. Об этом капитан ледокола Петр Голиков сообщил руководству компании по радиотелеграфу из порта Стэнли (Фолкленды), где завершился круиз.

Происшествия

За сутки в Приморье зарегистрировано 180 преступлений. 108 из них раскрыто.

Последние номера