Стояние на ул. Адм. Фокина

В пятницу все мы поняли, насколько Владивосток зависит от частных извозчиков. Стоило частникам заглушить моторы, как в городе случилось транспортное ЧП. Десятки тысяч людей томились на остановках, тщетно пытаясь зайти в забитый донельзя муниципальный транспорт. Бесплатные трамваи и троллейбусы явно не справлялись с такими нагрузками. Первомайцы потянулись к подзабытым паромам...

7 март 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №748 от 7 март 2000

В пятницу все мы поняли, насколько Владивосток зависит от частных извозчиков. Стоило частникам заглушить моторы, как в городе случилось транспортное ЧП. Десятки тысяч людей томились на остановках, тщетно пытаясь зайти в забитый донельзя муниципальный транспорт. Бесплатные трамваи и троллейбусы явно не справлялись с такими нагрузками. Первомайцы потянулись к подзабытым паромам... 

В 14 часов на улице Адм. Фокина собрался стихийный митинг.

- Автобусники бастуют, - ворчал взбудораженный люд. Бабульки-беляши отгоняли напиравшую на них толпу.

Однако сами руководители предприятий-перевозчиков объясняли собравшимся здесь многочисленным журналистам, что ни о какой забастовке речи не идет.

- Нам просто не дали сегодня выходить на линии, - яростно жестикулировали автобусные боссы. Нашлись и жертвы давнишней коллизии между городской администрацией и частниками. Вон у того-то с утречка сняли номера, а у другого и вообще “конфисковали” автобусы.

А случилось вот что. Перевозчики нарушили постановление и.о. главы администрации города и возили народ не по 3.50 или 4 рубля, как решил мэр, а по 5. Однако, арестовывая автобусы, сотрудники ГИБДД инкриминировали водителям антисанитарию, неисправное техническое состояние машин. Но водителей не удалось провести, они заявляли, что причина гонений - в повышении цен.

- Во Владивостоке самые низкие в России расценки на автобус, - говорит один из “коммерсов”. - Не можем же мы работать себе в убыток?!

Играть с тарифами администрации частники не желают - иначе не хватит на ремонт (ранее на публике они об этом не говорили). По расчетам властей, на содержание одного автобуса уходит 1000 рублей в месяц. Любой автолюбитель представляет, сколько нужно, чтобы залить масло, поменять колесо или отремонтировать оптику. Особенно, когда мотор работает круглые сутки.

Впрочем, извозчики сами запутались в расчетах. Одни нам говорили, что окупаемость их бизнеса формируется 6,5-8 рублями за билет. Директор ООО “Тримас” Михаил Иванов назвал цифру поболее - 7,5-9 рублей.

Еще больше мы удивились, когда на защиту прав частных перевозчиков встали, казалось бы, самые обделенные этим бизнесом пенсионеры-льготники.

- Ребята хорошо работают, меня ни разу не высадили, ездим бесплатно, - бабуся -божий одуванчик, напрягая связки, пыталась перекричать самых ретивых. Автобусные боссы заботливо подвигали ее поближе к телекамерам.

Милиции происходящее явно не нравилось. В разгар митинга заместителю начальника ГИБДД города Ченцову сообщили по рации, что на Луговой стоят примерно 4 сотни горожан, которые никуда не могут уехать. Но, похоже, милицейское начальство решило противостоять до конца. К коммерческим перевозчикам у властей есть немало претензий.

- А кто вообще знает, сколько они зарабатывают? - задал риторический вопрос один из офицеров. - Вам всегда дают билет? Можно только предполагать, сколько неучтенной выручки оседает в карманах собственников автобусов...

Однако боссы легко парировали это обвинение:

- Если у налоговой инспекции к нам нет никаких вопросов, значит, ни о какой “неучтенке” и речи быть не может, - сказал “простой пассажир”, а в недалеком прошлом руководитель транспортного отдела мэрии господин Ненаживин.

Что же касается билетов, тут все объясняется до гениальности просто:

- Мы только учимся этому бизнесу, - сказал один из хозяев автобусов.

С ним можно было б согласиться, если бы речь шла о единичных случаях. Но, видимо, кондукторы не обилечивают нас из принципа. Приметой частного извоза стало и хамство по отношению к старикам, имеющим право на льготный проезд. Так что все эти липовые бабульки на митинге вызывали только нездоровые эмоции.

Владельцы автобусов говорили о необходимости сесть за стол переговоров с администрацией города и решить все “политическим путем”. “Войны” они не хотят.

А в субботу все было, как и прежде. В смысле “по 5 рублей”, и автобусы не страдали от отсутствия пассажиров. Замечено: достаточно двух недель, чтобы горожанин привык к новым ценам.

Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, Александр СЫРЦОВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"