Наши гонщики не только мебель делают, но и чемпионаты выигрывают

Шкаф, который стоит в кабинете начальника краевого спортивно-технического клуба РОСТО и президента Приморской автомобильной федерации Владислава Токмакова, особенный. Изготовлен он не мебельной фабрикой, а... самими спортсменами - было в истории клуба и такое.

3 март 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №747 от 3 март 2000

Шкаф, который стоит в кабинете начальника краевого спортивно-технического клуба РОСТО и президента Приморской автомобильной федерации Владислава Токмакова, особенный. Изготовлен он не мебельной фабрикой, а... самими спортсменами - было в истории клуба и такое.

- С тех пор как прекратилось бюджетное финансирование - а это уже почти десять лет, - клуб наш на хозрасчете, - говорит Владислав Михайлович. - Мы готовим водителей, занимаемся автосервисом, сдаем в аренду помещения. Раньше и рыбу ловили, и вот - мебель делали. Тогда, в начале 90-х, началась компьютеризация школ, а мебели не хватало. Ставить компьютеры было некуда. Мы нашли отходы стали, сделали станок. Под столешницы скупили все чертежные доски в магазинах... Но через несколько лет в край хлынула корейская мебель, и ей составить конкуренцию клуб уже не мог.

Сейчас клубу помогает администрация города и Первомайского района (последнее относится к шоссейно-кольцевым гонкам на Змеинке), оказывают поддержку руководители Уссурийска и Находки. Тем не менее жизнь у спортсменов не сахар.

- Из 17 видов спорта в нашем клубе осталось пять, - продолжает Владислав Михайлович. - Прежде всего это автомобильный спорт, затем - морское многоборье, водно-моторный спорт, судомоделирование, радиосвязь. В штате есть высококвалифицированные специалисты, которые еще в те времена составляли костяк сборных края. Сейчас создается парашютный клуб, который возглавит мастер спорта, неоднократный чемпион и обладатель Кубка СССР Владимир Казак. Мы уже начали эту работу, но пока используем материальную базу авиационных спортивных клубов, которые есть в крае.

В апреле планируется провести первый этап соревнований по подводному спорту.

- А то, что в прошлом году во Владивостоке проходил финал открытого чемпионата России по спидвею (наша команда “Восток” заняла третье место), о чем-то говорит?

- Подобные соревнования проводились здесь и раньше. Дело в том, что команда должна иметь свой стадион, иначе она просто не допускается к соревнованиям. И это правильно. Технические виды спорта отличаются тем, что в этой области идет постоянный прогресс, появляются новые технологии. Играют роль даже такие “мелочи”, как состав топлива, подбор масла и т. д. Если я начну об этом говорить, у нас с вами просто не хватит времени. И все эти крупицы нужно сохранять, нужно, чтобы постоянно рос “банк” достижений. Результаты придут.

- А что вы можете сказать об автоспидвее?

- Он начинает приобретать популярность и, конечно, имеет право на место под солнцем, но это все-таки ненормативный вид спорта. Есть единая всероссийская классификация, в которой указаны все “официальные” виды спорта. По ним присваиваются разряды, звания. Автоспидвей же пока - только зрелище. Да, смотрится это захватывающе, все происходит динамично, но, например, дорожки для автомобилей узкие, короткие, результат этого - разбитые кузова и разрушенные ограждения.

Владислав Михайлович ознакомил с календарем соревнований, автогонок в этом году будет много. Чемпионат края по картингу пройдет в три этапа (29-30 апреля, 10-11 июля, 19-20 августа) соответственно во Владивостоке, Уссурийске и Лесозаводске. Традиционное краевое ралли (в нем будет два этапа - “Восток-2000” и “Золотая осень-2000”) пройдет во Владивостоке и Уссурийске 6 мая и 16-17 сентября. Кроме того, уже состоялось открытие ралли на Кубок Дальнего Востока России. В первом этапе - “Амур-Зея-2000” - победителем стал наш приморский гонщик Сергей Князев. На 11-13 августа в Партизанске намечен второй этап (“Золотой

Рог-2000”), а финал чемпионата под названием “Амурские зори” пройдет 14-15 октября в Находке.

Юбилейный год богат на ралли: с 29 июня по 7 июля решено провести совсем новые соревнования, посвященные 140-летию Владивостока. Маршрут такой: Владивосток - Кавалерово - Дальнегорск - Терней - бассейн реки Кемы. Ралли будет проводиться совместно с краевой федерацией водного туризма, т. к. кроме сухопутных “порогов” участникам предстоит пройти и водные. Общая протяженность ралли - 2240 км, из которых 45 - сплав по рекам. Для телевидения и прессы планируется выделить специальный вертолет.

Не потеряем мы связей и с китайскими гонщиками. В январе состоялись зимние трековые автогонки в Находке и Хуньчуне, и благовещенский раллист Виктор Черемисин сумел занять первое место, хоть это далось ему с большим трудом. Надеются на него и в ралли. Товарищеская встреча сборных команд Дальнего Востока России и Китая пройдет в три этапа. Первый будет проводиться в Приморье с 29 июня по 6 июля, второй и третий (12-16 июля и 15-20 августа) - в Поднебесной. А в сентябре там же, в Китае, пройдет и чемпионат мира по авторалли.

- На каких спортсменов может сегодня надеяться Приморье?

- Если говорить о ралли, то это мастер спорта Диамантиди Аристотель из Находки, уссурийский экипаж мастеров спорта Александра Новикова и Константина Данилочкина. Во Владивостоке известны мастера спорта Анатолий Апряткин и Владимир Копотилов.

Шоссейно-кольцевые гонки - это прежде всего Юрий Клюев, Сергей Гусев, Геннадий Потехин, Игорь Столяров (последние два - бывшие мотогонщики команды “Восток”). Нужно сказать, что эти гонки у нас молодые, они были организованы владивостокским клубом “Мотор” в 1996 году.

С мотоспортом хуже. Он заброшен. Идут разговоры о создании федерации мотоспорта во Владивостоке (сейчас она находится в Уссурийске). Картинг... И тут ситуация банальна до оскомины. Команда крепкая, все люди пока при деле, но... Карты делают только в Санкт-Петербурге, стоит один карт 5,5 тысячи рублей. Его еще нужно привезти. А требуется картов не один, не два, а все двадцать. Сейчас много говорят о патриотизме, но если страна не создаст каких-то элементарных условий, то никакого патриотизма быть не может.

...А налоговое законодательство рассматривает спортивно-технический клуб как промышленное предприятие, потому и налоги это “предприятие” платит без скидок. Так что нельзя без удивления слышать, что автомобильный спорт в Приморье не только живет, но и побеждает.

Автор: Василий АВЧЕНКО, специально для "В"