Тренировка на случай эвакуации в 1878 году

В 1870 году произошло два очень важных для поста Владивосток события: избран первый общественный староста и решен окончательно вопрос о переносе главного военного порта Сибирской флотилии из Николаевска-на-Амуре во Владивосток.

3 март 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №747 от 3 март 2000

В 1870 году произошло два очень важных для поста Владивосток события: избран первый общественный староста и решен окончательно вопрос о переносе главного военного порта Сибирской флотилии из Николаевска-на-Амуре во Владивосток.

“1870 г. марта 27-го дня. Жители г. Владивостока... постановили: всем обществом обязанности старосты возложить на купца Якова Лазаревича Семенова.., а приговор этот за общим подписом... представить военному губернатору Приморской области. В чем обществом и подписуемся”. Под этим документом было 30 подписей, из которых 10 принадлежали иностранным гражданам, семь - неграмотным русским, две - женщинам и одна - крещеному манзе (китайцу).

25 мая 1870 года Особое совещание по делам Приамурского края постановило: “Морские учреждения перенести из Николаевска во Владивосток, где назначить пребывание главному командиру... Для надобностей порта и для удовлетворения требований в стратегическом отношении остров Русский... передать из удельного в морское ведомство”.

Городской бюджет 1870 года был таким: доход 1781 руб., расход 690 руб. Как заметил первый бытописатель владивостокской жизни Н. Матвеев, “остаток в 1091 р., по-видимому, некуда было девать”. Доходы составлялись из сборов за выгон скота, ввоз леса и торговых пошлин, а расходы были лишь канцелярскими.

В навигацию 1871 года во Владивосток зашло 24 судна, из которых одно было “паровым”, все остальные - парусными. Любопытно, что германских и английских насчитывалось по восемь, голландских - три, американских и российских - по два, и одно шведское.

Во “Всемирной иллюстрации” за 1872 год было помещено такое описание порта: “Во Владивостоке пока еще мало зданий. Кроме солдатских казарм, офицерского дома, маленькой механической мастерской находится не более 60 домов и трех десятков китайских мазанок. Число жителей простирается до 600 человек. Главная отпускная торговля его - морская капуста. Иностранные купцы имеют свои лавки, в которых, вполне без совести, грабят тамошнее население”.

В начале декабря 1872 года во Владивосток прибыл фрегат “Светлана”, на котором в должности старшего офицера совершал плавание великий князь Алексей Александрович, сын императора Александра II. Предполагалось, что великий князь вернется через Сибирь в Санкт-Петербург, но это путешествие было отложено до весны следующего года. В апреле-мае 1873 года великий князь вновь посетил наш порт на корвете “Витязь”. Именно тогда в память о первом его прибытии во Владивосток главная улица была переименована в Светланскую.

С февраля 1874-го по ноябрь 1875 года велась переписка по поводу учреждения во Владивостоке городского самоуправления. Только 28 ноября 1875 года после преодоления всех бюрократических препонов было разрешено избрать думу. Первым городским головой стал отставной подпоручик М. К. Федоров.

Осенью 1877 года в крае было большое наводнение, и жители Владивостока несколько недель не получали почту.

По случаю возможной войны с Англией городская дума в апреле 1878 года занималась вопросами эвакуации жителей Владивостока. Было принято решение о постройке временных палаток в районе Первой речки, о пособии семействам, “предназначенным к удалению из Владивостока на случай вторжения неприятеля”, об устройстве ночной стражи и обывательской пожарной команды, об учреждении комитета общественной безопасности.

В 1879 году весеннее наводнение опять прервало сообщение Владивостока с остальным миром. Статистика 1879 года свидетельствовала, что всех жителей было 8837 человек, из них 5771 - инородцев. Жилых строений было всего 590, в том числе 18 каменных, 471 деревянное, 96 глинобитных, три бетонных, одна церковь и рынок в 155 лавок. Казенная собственность состояла из домов и казарм, госпиталя на 150 кроватей, механического заведения из восьми мастерских и четырех мастерских и складов по кораблестроительной части.

Частных кирпичных заводов - пять, кожевенных - три, паровая мельница Линдгольма, пивоваренный завод Галецкого. Торговых заведений - 223.

Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, член Общества изучения Амурского края, специально для "В"