Корабли, как люди...

Он был поистине легендой для Дальнего Востока - этот белоснежный красавец. Научно-исследовательское судно “Витязь”... Тридцать лет на его борту работали, любили, творили ученые Владивостока и всей страны, а еще коллеги из 14 стран мира. 30 лет он выходил из Владивостока в Мировой океан и опять возвращался к родным берегам. Сколько головокружительных открытий сделано с борта этого прекрасно оборудованного корабля: десятки новых географических названий, в том числе на огромных глубинах океана, включая Марианскую впадину, изучены сотни неизвестных видов живых организмов. “Витязь” посетил 100 портов 49 стран мира. Ему отдавали почести генерал-губернаторы и премьер-министры, на его борт поднимались Жак Ив Кусто, Тур Хейердал и многие другие личности, чьи имена вошли в анналы истории (в том числе уже недавно и Джеймс Камерун, автор нашумевшего “Титаника”). Он щедро открывал человечеству Океан.

3 март 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №747 от 3 март 2000

Он был поистине легендой для Дальнего Востока - этот белоснежный красавец. Научно-исследовательское судно “Витязь”... Тридцать лет на его борту работали, любили, творили ученые Владивостока и всей страны, а еще коллеги из 14 стран мира. 30 лет он выходил из Владивостока в Мировой океан и опять возвращался к родным берегам. Сколько головокружительных открытий сделано с борта этого прекрасно оборудованного корабля: десятки новых географических названий, в том числе на огромных глубинах океана, включая Марианскую впадину, изучены сотни неизвестных видов живых организмов. “Витязь” посетил 100 портов 49 стран мира. Ему отдавали почести генерал-губернаторы и премьер-министры, на его борт поднимались Жак Ив Кусто, Тур Хейердал и многие другие личности, чьи имена вошли в анналы истории (в том числе уже недавно и Джеймс Камерун, автор нашумевшего “Титаника”). Он щедро открывал человечеству Океан.

7 марта 1977 года “Витязь” вышел из Золотого Рога изучать Атлантику в очередной, 61-й рейс, огласив бухту прощальным гудком. Увы, вернуться в родной порт ему было не суждено...

Морской регистр не выпустит судно из Калининграда (выработан ресурс). И “Витязь” останется там медленно и бесславно умирать.

...Но удивительное это судно хранила судьба! На его веку было так много чудесных людей. И он вновь попал в хорошие руки. Теперь в Калининграде (к сожалению, не во Владивостоке) на его борту создан прекраснейший музей Мирового океана. “Витязь” вновь встречает своих гостей во всем великолепии.

Чудо судостроения

Судно это строили не в Советском Союзе, а в Германии в 1939 году как сухогруз для перевозки фруктов, первое его имя “Марс”. Инженер Генрих Тамм, ходивший когда-то на “Марсе”, так пишет о нем: “Это было необычайно красивое судно. Окрашенное в кремовый цвет, изящной формы, с прекрасными стройными линиями, оно больше напоминало яхту. Для того времени оно было новинкой судостроения, особенно надежным считался сделанный на заводе Мейера штевень буг (нос корабля), который обеспечивал стабильность хода.

Во время войны “Марс” возит целлюлозу из Скандинавии, потом становится военным госпиталем, а в 1945-м вывозит беженцев из осажденного советскими войсками Кенигсберга...

После войны по репарации судно оказалось вначале в Великобритании, а потом в Советском Союзе. Его принимает Ленинград.

И витязь по имени Миклухо-Маклай...

Сразу после войны, в 1946 году, был организован Институт океанологии АН СССР, и ему было необходимо научное океанское судно. Выбирать судно в Ленинград поехали капитан С. И. Ушаков и научный сотрудник института, впоследствии известный морской биолог В. Г. Богоров (сейчас в ДВО РАН действующее научное судно названо его именем). Потом Богоров вспоминал: “Когда мы подъезжали к бухте, где стоял трофейный флот, мы увидели с пригорка этот корабль и сразу указали на него. Это был “Марс”.

Судно основательно перестроили, установив и уникальное научное, техническое оборудование. Например, глубоководную якорную лебедку, позволившую становиться на якорь на глубинах до 11 км. До сих пор судну принадлежит мировой рекорд по глубине постановки на якорь. Не менее уникальной была и глубоководная траловая лебедка, с которой можно вести траления на тех же огромных глубинах. На судне имелись 14 лабораторий, научная библиотека, хранилища коллекций и проб.

После английского имени “Вперед, империя” уже в СССР судно называлось “Экватор”, “Адмирал Макаров”, но прославило его имя “Витязь”. Это имя судно получило в честь знаменитых корветов “Витязь” ХIХ века. Первый “Витязь” - винтовой корвет, на котором русский этнограф Н. Н. Миклуха-Маклай совершил плавание к берегам Новой Гвинеи. На втором “Витязе” - парусно-винтовом корвете - знаменитый русский адмирал, ученый, кораблестроитель руководил кругосветным плаванием, которое стало крупным вкладом в изучение Мирового океана. Имя “витязя” Макарова выбито на фронтоне океанографического музея в Монако в знак его выдающихся заслуг.

Теперь уже на музейном “Витязе” можно попасть в каюты обоих “витязей” - Миклухо-Маклая и Макарова, где собрано немало подлинных вещей тех времен, а встречают гостя “хозяева” - воссозданные художником фигуры.

И вот наконец первый научный рейс... Эти 30 лет - с 1949 по 1979 год, наверное, для судна были самыми счастливыми. 65 экспедиций во всех океанах, более 800 000 пройденных морских миль, открытия, заходы в экзотические страны, встречи с интересными людьми. Это время в мировой океанологии называют ЭПОХОЙ “Витязя”. О научных достижениях, выполненных на судне, написаны многочисленные труды, монографии, статьи на многих языках. Кратко об этом написать трудно, но это сделал начальник последнего рейса “Витязя”, доктор географических наук А. А. Аксенов.

Сначала - это всестороннее изучение Берингова, Охотского, Японского морей, затем участие в международной индоокеанской экспедиции.

На картах появились новые географические названия подводных гор и глубоководных желобов. Только крупных открытий в Тихом и Индийском океанах было 27. В Марианской впадине определена наибольшая глубина, которая составила 11 022 м.

Но ни в одной области не было сделано так много и столь значительных открытий, как в биологии. Описано 1176 новых видов животных и растений. Получены новые материалы по районам обитания промысловых рыб, описано много новых видов и составлена обширная коллекция. Хорошо знакомая сейчас сайра как промысловая рыба впервые изучена на “Витязе”.

Еще два выдающихся научных открытия: обнаружена достаточно разнообразная фауна на больших глубинах (от 6 000 м и до максимальных) и открыт новый тип животных - погонофоры.

Все эти открытия сделали ученые-океанологи нашей страны, ведь именно на “Витязе” сформировалась школа отечественной океанологии.

Вторая и счастливая жизнь

Еще в середине 70-х, когда стало ясно, что океанская карьера подходит к концу, родилась идея сохранить “Витязь”, сделав его музеем. Дальневосточники просили вернуть судно, но Морской регистр не дал добро на длительный переход. И тогда в своеобразном конкурсе верх взял Калининград.

Впрочем, город его не ждал: Калининградский обком КПСС был против. И закружила бумажная круговерть...

Вот что писали о “Витязе” в “Советской культуре” в 1985 году.

“Через несколько минут я добрался до нужной якорной стоянки. “Витязь” стоял, сильно накренясь на правый борт, и швартовые канаты не пускали его в море. Призрачно высились грязные мачты, удручали съеденные ржавчиной борта. Прогнивший настил пропускал воду - палубой ходить было рискованно.

...”А ну его! Надоел! На “гвозди”! Страна нуждается в металле - на переплавку!” Иваны, не помнящие родства! Был отправлен за границу на переплавку легендарный “Ермак”, продан знаменитый ледокольный пароход “Седов”, пароход-легенда, пароход-символ и гордость нашего народа. Не могут решить вопрос с ледоколом “Красин” в Санкт-Петербурге. Такая же судьба ждала и “Витязь”.

Но судно это стало судьбой замечательного человека, выпускницы кафедры географии океана Калининградского университета Светланы Сивковой. “Витязь” встал в док на заводе “Янтарь”, был организован клуб друзей музея, позже - принято постановление правительства РСФСР о создании музея Мирового океана. Первым и бессменным директором музея стала Сивкова.

И вот 12 июля 1994 года: момент перехода к месту ВЕЧНОЙ стоянки на набережной Преголи. Проведены дноуглубительные работы, повалены мачты судна, чтобы оно прошло под поднятым двухъярусным мостом, подняты линии электропередачи. Швартовка. Свершилось! Только Светлана Сивкова и ее сподвижники знают, чего все это стоило - возвращение “Витязя”.

Ему нет износа...

В 1995 году сбылась еще одна мечта - “Витязь” продолжил свою научную жизнь, с его борта проведены первые гидрометеорологические измерения, которые ведутся ежедневно и по сей день. Теперь для посетителей открыты штурманские рубки и машинное отделение, каюта капитана, исторические залы, каюты четырех “витязей”, биологическая, рифологическая, геологическая, эхолотная лаборатории. Здесь проводятся крупные международные научные конференции, а в 2003 году пройдет 7-й Международный конгресс по истории океанографии.

Ежегодные осмотры корпуса показали, что нет износа крупповской стали и корпус в отличном состоянии. Внутренние интерьеры позволяют сохранить современные системы кондиционирования.

Калининград стал вторым родным городом “Витязя”. Но на корме судна по-прежнему красуется надпись: “порт приписки - Владивосток”.

Автор: Виктор Стрюк, зам. директора по научной работе музея Мирового океана, кандидат географических наук, г. Калининград