Шатуны приходили к людям за едой

В Тернейском районе медведь разгромил восемь охотничьих избушек

25 февр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №743 от 25 февр. 2000

В Тернейском районе медведь разгромил восемь охотничьих избушек

Охотник Геннадий Орлов, расположившийся в зимовье в верховьях Кемы отдохнуть после тяжелого промыслового дня, услышал подозрительный шорох за стенами домика. Остервенело залаяла собака. Орлов прямо из сенцев пару раз выстрелил в ночное небо. Потом сколько ни прислушивался, ни один звук не нарушил таежного безмолвия.

Собака успокоилась. Охотник предположил, что к избушке подходил тигр. Утром по следам вокруг зимовья он убедился, что в гости к нему наведывался бурый медведь-шатун. Впрочем, не залегший спать зверь оставался где-то рядом. Вышел Орлов к проселочной дороге, чтобы взять часть приманки для капканов, висевшей в рюкзаке на дереве, а ее нет. Тут и медведь дал о себе знать - показался из-за густого кустарника метрах в двадцати и, не торопясь, ушел прочь.

Очень опасно такое соседство в тайге. Как считают многие охотники, шатуны куда страшнее тигров. Медведь и коварнее, и хитрее, а если нападет, будет биться до конца. Известны случаи, когда шатун с пулей в сердце пробегал несколько десятков метров и успевал убить или покалечить стрелявшего в него человека.

Чуть позже Геннадий Орлов встретился с сыном, тоже охотником, и вдвоем они возвратились к избушке. Уже на подходе к ней по свежим следам определили, что здесь снова побывал все тот же неугомонный шатун. Он в буквальном смысле разгромил зимовье. Вывернул двери, вынес окно. Каждую из двух железных кроватей завязал чуть ли не морским узлом. Согнул ствол ружья, перекусал аккумуляторы и алюминиевую посуду, порвал все что было можно, при этом оставив на полу и следы своей жизнедеятельности, от запаха которых охотники повыскакивали “на улицу”.

“Это шатун отомстил за то, что я его не пустил погреться”, - пошутил Орлов-отец. Сын Андрей попытался по следам нагнать шатуна. Километра три тропил его, но медведь оказался сноровистее и успел уйти.

Вскоре районному охотоведу Владимиру Науменко передали в Терней по телефону из Кемы, что медведь-шатун появился в районе вахтового участка “Тернейлеса”. Лесозаготовители просили избавить их от грозного соседства с голодным хищником.

Науменко немедленно выехал на место происшествия, где узнал, что шатун разорил еще четыре зимовья. Причем, “наметив” цель, медведь добивался своего даже в тех случаях, когда его отпугивали.

Безуспешно погонявшись за шатуном, Владимир Науменко попросил помощи у охотников. Вскоре после этого Леонид Ганзюк с товарищем застали медведя на месте преступления, когда тот громил восьмую избушку. Охотники, решив не испытывать судьбу, выстрелили по зверю через дверь. Медведь оказался громадным матерым 8-10-летним самцом. Как прикинули охотники, даже тощий он весил не менее 200 кг. В хорошем состоянии зверь наверняка потянул бы полтонны.

Через несколько дней Владимиру Науменко сообщили, что километрах в двадцати от поселка Кема отстрелян еще один медведь-шатун. Крайне отощавший хищник был убит при “проверке” охотничьих капканов.

Владимир Науменко предположил, что в течение этой зимы вполне могут появиться еще и другие шатуны, так как прошлая осень в сихотэ-алинской тайге была бедна на такие “нагульные” для медведей корма, как желуди, лещина, не говоря уже о кедровом орехе. Да и брусника плохо уродилась. А голодный медведь даже если и заляжет спать, то ненадолго. Встанет и шатается по тайге в поисках пищи.

P. S. Прогноз Науменко подтвердился. Как уже сообщал “В”, в Надеждинском районе шатун задрал охотника.

Автор: Евгений СУВОРОВ, специально для "В", пос. Терней