Дышите глубже жабрами?

Современная наука доказывает: альтруизм и нравственность - не только человеческие качества, как мы о себе возомнили, а биологические свойства

18 февр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №739 от 18 февр. 2000

Современная наука доказывает: альтруизм и нравственность - не только человеческие качества, как мы о себе возомнили, а биологические свойства

Есть области в науке, приближающие нас к познанию законов всеобщего бытия. Ученый рассказывает о том, что передумано им за многие годы, - и перед взором изумленного слушателя открываются космос, планета, живая природа, человек и самое “Я”...

Юрий ОНОПРИЕНКО - из числа таких собеседников. Он - главный научный сотрудник Биолого-почвенного института ДВО РАН, доктор биологических и кандидат геолого-минералогических наук, палеонтолог, много лет работавший на Колыме, человек, для которого держать в руках предмет пристального изучения - коралл возрастом 270 млн. лет - обычное дело. Автор шести книг по теоретической биологии и теории эволюции. В последние годы ведет исследования в области науки достаточно уникальной: биологические информационные системы. А кроме того, среди его статей есть, например, и такие: “Какие научные проблемы человечеству предстоит решить в XXI веке?” и “Каким будет мир?”

- Юрий Иванович, уж больно фантастично звучит, что в животном мире царят любовь и нравственность высшей пробы. А как же жестокий естественный отбор и “звериные” законы выживания? И не человек ли своей культурой привнес гуманность, принципы любви к ближнему, поддержки слабого и немощного?

- Ничего подобного! В животном мире то, что мы называем нравственными принципами, возведено в закон, позволяющий существовать всему разнообразию живого. Причем без всяких предрассудков. Еще великий Дарвин утверждал, что все чувства, ощущения и способности, которыми так гордится человек - любовь, память, внимание, любопытство, подражание, рассудок и многое другое, - могут быть найдены в зачатке или даже в хорошо развитом состоянии в низших животных. Потом последователи Дарвина - появилась целая наука социобиология - развили это учение. И оказалось, что альтруизм, самопожертвование ради интересов сообщества, притяжение особей друг к другу, симпатия и любовь стали основой и стратегией выживания любого из видов. Просто сама природа в ходе эволюции нашла способ, каким образом можно избежать гибели и сосуществовать всем - начиная с молекул и кончая высокими организмами. Принцип кооперации стал основой этики всего живого, нравственность изобрела сама биологическая материя. Известный французский палеонтолог и философ П. Тейяр де Шарден писал: если бы не было внутреннего влечения одной молекулы к другой, стремления к единению на самом низком уровне организации, то не было бы и высокой человеческой любви.

- О которой писали поэты всех времен?

- Именно. Кстати, Платон задолго до Шардена и Дарвина высказывал похожее: “...любовью называется жажда целостности и стремление к ней”. И Петр Кропоткин, который был не только анархистом, но и блестящим ученым, развивал мысль о происхождении нравственности из инстинкта общительности, свойственного животным. Когда птица отводит врагов от гнезда, жертвуя собой - это ли не нравственность?

- Но традиционно считалось, что религия, в особенности христианство, привнесла в человеческое общество высшую культуру взаимоотношений, альтруизма и любви.

- Мнение это ошибочно, потому что принципиально подобные нормы высокой нравственности содержатся уже в своде законов Хаммурапи, появившемся задолго до Библии и Корана. Более того, в общинах, стоящих на самых низших ступенях развития, мы находим существование тех же нравственных категорий!

- Выходит, ничто не ново под Луной...

- В теории да. Увы, на практике разум человека, которым он так кичится, нередко подводит его, делая слишком самонадеянным. И человечество с трудом постигает принципы, заложенные в процессе биологической эволюции.

- Войны - тому пример?

- Не только. Еще вопиющая безнравственность по отношению к среде обитания, поставившая человечество на край пропасти. Или терроризм.

Кстати, когда человеческое сообщество входит в стадию кризиса с его процессами деградации и разрушения, в действие вступают универсальные модели поведения. Вначале включается стратегия индивидуального эгоизма: каждый отпихивает локтями себе подобных, стремясь выжить сам и спасти свою семью. При затянувшемся кризисе наступает стадия группового эгоизма, когда люди сбиваются в группы, такие же агрессивные по отношению к другим группам. А вот третий этап на выбор - либо распад и гибель общества, либо возвращение к всеобщей биологической и общечеловеческой идее единения, нравственности и альтруизму. Если общество и в целом человечество поймет это, оно спасено. Подходит это и к российскому обществу: мы сейчас “зависли” где-то на второй стадии.

- Юрий Иванович, когда держишь коралл - живое существо, жившее 270 млн. лет назад, - какие чувства испытываешь?

- Обычные. Быть может, потому, что все это привычно с детства. Моя мама не была палеонтологом, но знала очень много, в том числе из истории Земли, и рассказывала нам с братьями. Для меня значительнее другое. Тетракораллы существовали сотни миллионов лет назад. Вдруг на одном из эволюционных рубежей появляется немногочисленная группа организмов, просуществовавшая всего 7 тысяч лет - мгновение для эволюции. Но в строении представителей этой группы появляются черты, характерные для всех последующих потомков этой группы, - своего рода это “проект” развития организации на будущее: каждому плану строения этих переходных форм отвечают организмы, появившиеся только через 10-30 млн. лет! Так шла эволюция... На смену одним биологическим информационным системам приходили новые, но принципы, “изобретенные” в процессе эволюции, использовались неоднократно.

- Информационные системы? Звучит загадочно и непонятно.

- Попробую объяснить просто. С чего начинается развитие человеческого зародыша? Со стадии одноклеточного организма, простейших многоклеточных, рыб, амфибий, примитивных млекопитающих. Но вообразите себе, что и в сфере сознания мы имеем дело с подобными примерами. С чего, скажем, начинается воспитание ребенка?

- Со сказок, наверное.

- Правильно! Просто сознание каждого нового человечка в начале жизни должно пройти тот же мистико-фантастический этап развития, что прошло миллионы лет назад зарождающееся сознание человечества, когда наш предок впервые попытался осмыслить этот мир. Это называется законом сохранения информации.

Представьте себе нормальную семью, в которой рождается ребенок с незаживающей язвой на шее. Что это? - дознавались врачи. Оказалось, остаток жаберной щели. Возраст признака, который долго себя не проявлял, - 400 млн. лет.

Еще интереснее, когда в психике современных людей проявляются отголоски древних культов. Первым эти явления начал изучать Юнг, назвав их архетипами коллективного бессознательного. Более того, в психике коренных европейцев, у которых и предки-то все оттуда, вдруг находят реликты древнеафриканских культов...

А разве не бывает так, что нам кажется: я здесь уже был, со мной такое уже случалось. Это тоже отклик скрытой наследственной информации, событий, происшедших, быть может, много тысяч поколений назад.

При таком подходе и идею реинкарнации можно рассматривать с материалистических позиций, а не мистических.

- Информация не исчезает и все в этом мире хранится?

- Да. И в непрекращающихся процессах эволюции происходит непрерывное накопление информации. Это и хорошо, и плохо - в ХХ веке наука развивается стремительно и бурно, накапливая тысячи, миллионы научных фактов. Гора знаний растет! При явном отставании способов теоретического обобщения. Порой она напоминает собой хаотичное нагромождение. Любопытно, что даже созданная в начале века единая картина мира если и не рассыпалась, то все более размывается.

Единственное, что может внести определенность, - теория информации - то, что лежит в основе всего организованного сущего. Молекула - не просто частица, это овеществленный сгусток информации. Атом, живая клетка, ген, организм, камень, рукотворная вещь, рождение и смерть, мир и восстание - за всем этим стоит системная информация... Не буду здесь приводить определений, но, по моему убеждению, теория информации, возникшая в середине века, может претендовать на роль науки наук, дисциплины, складывающей всю мозаику в гармоничный узор.

- Она развивается в мире?

- Да, несомненно, и идеи эти явно будут востребованы. Так случалось со многими теориями. Например, Саади Карно, сын наполеоновского офицера, создал теорию тепловых машин. Опубликовав ее в какой-то брошюре, он умер в возрасте 28 лет, и его научный труд затерялся. Через 40 лет ту же самую теорию создал совсем другой человек, и она перевернула мир.

- Нередко идеи, витающие в воздухе, ухватывают сразу несколько ученых в разных странах мира...

- Чаще бывает совсем по-другому. Как это было с Лобачевским: он выступил со своей неевклидовой геометрией, и его признали сумасшедшим. Ведь новые идеи во все времена представляли угрозу для сложившихся научных школ. Прошло 30 лет, и неевклидова геометрия стала неотъемлемой частью современной науки.

А вот еще пример. Коперник создал свою гелиоцентрическую систему на исходе средневековья. Его последователей ждала печальная судьба, ведь они покушались на картину представлений тех времен с ее хрустальными сферами, вечным движителем. Между тем еще за два тысячелетия до него некий Аристарх из греческого города Самоса предложил ту же самую систему. К счастью, его не забросали камнями и не сожгли на костре, а просто выгнали из города, дабы он не смущал умы просвещенных граждан. Но истина непреложна: рукописи не горят. Идеи не пропадают в процессах биологической и социальной эволюции. Информация не исчезает.

Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"