К государству просьба: защитите и не мешайте!

Как уже сообщал “В”, на минувшей неделе в конференц-зале ОАО “Дальневосточное морское пароходство” состоялась совместная пресс-конференция первого заместителя министра транспорта РФ, руководителя федеральной службы Росморфлот, председателя наблюдательного совета ОАО “ДВМП” Александра Луговца и генерального директора компании Виктора Миськова.

16 февр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №737 от 16 февр. 2000
Как уже сообщал “В”, на минувшей неделе в конференц-зале ОАО “Дальневосточное морское пароходство” состоялась совместная пресс-конференция первого заместителя министра транспорта РФ, руководителя федеральной службы Росморфлот, председателя наблюдательного совета ОАО “ДВМП” Александра Луговца и генерального директора компании Виктора Миськова.

В коротком вступительном слове Александр Луговец отметил, что состояние морского транспорта России на сегодня можно оценивать по четырем параметрам. Первый момент - это количество и качество имеющегося флота. По подсчетам специалистов, для того чтобы Россия была транспортно независима на морских перевозках, ей нужно обладать тоннажем приблизительно в 12 миллионов тонн. В СССР было чуть более 20 миллионов. Однако после развала Союза и крушения большинства судоходных компаний, когда с каждым годом флот стремительно сокращался, осталось порядка 11 миллионов тонн. Тем не менее в последние два года опасная тенденция преодолена, обвал удалось остановить, более того - наметилась тенденция к обновлению флота. Однако здесь все не так просто. С 1994 года в соответствии с президентским указом действует федеральная целевая программа “Возрождение торгового флота России”. За это время судоходные компании вложили в строительство 123 новых судов более 3,5 миллиарда долларов. Примерно три четверти - привлеченные иностранные кредиты (которые в любом случае надо будет возвращать), четверть - собственные средства пароходств. И лишь 0,3 процента (так! - Ред.) вложило государство. Поэтому, если говорить по большому счету, то главная задача государства сегодня - хотя бы не мешать судоходным компаниям спокойно и планомерно развиваться. Однако и здесь федеральная власть не может порой удержаться, чтоб не сунуть палку в колесо. Но об этом чуть ниже.

Другой момент - это объем грузопереработки в отечественных портах. Здесь тоже наметилась положительная тенденция. Так, к примеру, по итогам 1999 года порты Дальнего Востока и Приморья в том числе увеличили объем грузопереработок в целом на 63 процента. Это очень существенно. Хотя надо отдавать себе отчет в том, что произошло это не только благодаря общему увеличению производства в стране, но и из-за переключений части грузопотоков из портов Балтии и Украины.

Еще один вопрос - восстановление работоспособности собственной судоремонтной базы, в частности здесь, на Дальнем Востоке. Определенные подвижки здесь произошли, мощности СРЗ, особенно доковые, востребованы практически полностью, и это говорит о том, что российские судоходные компании стали активнее ориентироваться на местный судоремонт.

И последнее - это система подготовки и переподготовки кадров, которую в отрасли удалось сберечь почти целиком, с одной стороны, не растеряв многолетнего опыта, а с другой - удерживаясь на современном, мировом уровне.

В свою очередь Виктор Миськов отметил, что значение морского транспорта в регионе переоценить невозможно. Вместе с тем в последние годы обстановка складывалась так, что торговый флот не имел реальной федеральной поддержки. Сегодняшнее финансирование новостроя в ОАО “ДВМП” складывается так: 70 процентов - кредиты европейских банков и 30 процентов - собственное обеспечение. К счастью, в последнее время поворот правительства к нуждам флота стал чуть более заметен. Просматриваются попытки федеральной власти защитить интересы национального флага. А то ведь дело доходит до абсурда: в перевозках грузов взаимной торговли России с другими странами отечественные судовладельцы практически не задействованы. К примеру - из 6 миллионов тонн якутского угля из Восточного на Японию и Корею “ДВМП” не получило ни одного килограмма. Возникает вопрос о защите грузовой базы. Есть надежда, что правительство проникнется важностью этого момента. “Мы, - подчеркнул Виктор Миськов, - не просим у федеральной власти денег. Мы просим о другом: защитите нас и не мешайте нам!”

Первый вопрос на пресс-конференции был задан Александру Луговцу корреспондентом “В”: “Промелькнуло краткое сообщение о том, что на минувшей неделе состоялось заседание Совета безопасности РФ, на котором рассматривались вопросы, связанные с российским торговым флотом. Нельзя ли по мере возможности приоткрыть завесу секретности?”

Луговец сообщил, что действительно впервые Совет безопасности рассмотрел вопрос о неотложных мерах по развитию морского флота и судостроения. “Этот вопрос изначально был инициирован военными моряками и нами, - сказал Александр Луговец. - Понятно, что мы сейчас не будем касаться военной области. Что касается торгового флота, то речь шла о вопросах стратегии его развития. Государство наконец-то озаботилось тем, что великой морской державой нельзя быть, бесконечно повторяя слово “великий”. Надо не говорить, а делать. Сейчас мы готовим указ, надеюсь, он будет скоро опубликован, его проект я привез руководству “ДВМП”. В документе есть целый ряд моментов и направлений, которые будут определять судьбу российского торгового флота на многие годы вперед.

Другой важный вопрос - развитие судостроения. Как известно, после распада СССР большие корабли и суда верфи России строить не могут; такие верфи остались за границей. Надо посмотреть: что здесь делать? Какова здесь должна быть роль государства? Это тоже было рассмотрено Совбезом, приняты соответствующие решения”.

Одним из самых острых вопросов пресс-конференции был такой: правда ли группа иностранных инвесторов ОАО “ДВМП” выдвинула одним из членов наблюдательного совета компании, а также на должность генерального директора пароходства нынешнего гендиректора ОАО “ПМП” Александра Кириличева?

Первый замминистра транспорта РФ ответил: “Ко всем документам, связанным с подготовкой к очередному собранию, я отношусь исключительно с точки зрения закона, как самый настоящий буквоед. Так вот по закону никаких заявок на пост генерального директора сейчас не может быть. Это может произойти только после утверждения повестки дня собрания, которое определит, будет ли избираться гендиректор. Теперь по персоналиям. Действительно, поступила заявка на избрание Кириличева в наблюдательный совет “ДВМП”. Мы этот документ обязательно рассмотрим. Что касается моего личного отношения, то я искренне уважаю Александра Дмитриевича Кириличева как человека и как руководителя “Приморского морского пароходства”.

Прозвучал и традиционный для Приморья вопрос в адрес руководителя федеральной службы Росморфлот: как вы оцениваете ситуацию с уводом флота в офф-шор, под “удобный флаг”?

- Я расцениваю это как совершенно нормальное и единственно возможное сегодня развитие событий, - подчеркнул Александр Луговец. - Выше мы с вами уже определились, что государство в силу разных причин и в первую очередь из-за острого дефицита бюджета, к сожалению, практически самоустранилось от участия в финансировании новостроя. Судовладельцам оставлен единственный путь - обращаться за кредитами в западные банки. Но никакой банкир не даст деньги просто так, он потребует залог. Причем если ты просишь 30 миллионов долларов, то залог потребуют на 50 миллионов. А теперь о термине “удобный флаг”. Это ведь сокращенное выражение. Означает оно перевод судна под удобную для банка-кредитора юрисдикцию. И выдавая тебе деньги, банк говорит: заложенные суда переведи под кипрский (к примеру) флаг. Но ведь это не значит, что мы перестали быть собственниками судна или что мы лишились рабочих мест на судне. Отнюдь! И при нормальной работе компании через 8-10 лет (или на сколько там заключено кредитное соглашение) и вновь построенные суда окончательно станут нашими, и отданные в залог вернутся к нам. По такой схеме работает весь цивилизованный мир. В тех же США 80 процентов (!) торгового флота ходит под удобным флагом. И никто не устраивает никакой истерики. Разве Штаты перестали от этого быть великой морской державой? Поэтому и нам надо спокойно смотреть на нормальную практику отношений с банками-кредиторами, которые на сегодняшний день являются нашим основным источником обновления флота.

* * *

А в минувшую пятницу в ОАО “ДВМП” прошло заседание наблюдательного совета. Сразу после его завершения председатель совета Александр Луговец ответил на вопросы корреспондента “В”. В первую очередь Луговец подчеркнул очень конструктивный характер заседания. Говоря о наиболее интересующем журналистов вопросе - заявках на предстоящие выборы членов наблюдательного совета, Александр Анатольевич отметил, что по персоналиям была 21 заявка, все они приняты, ни одна не отклонена. Из этих людей на годовом акционерном собрании и будет сформирован новый наблюдательный совет. Список открытый, в ближайшие дни он будет представлен всем интересующимся.

Что касается ситуации с генеральным директором, с кандидатурами на этот пост, то в соответствии с законом они на заседании наблюдательного совета рассматриваться не могли. Вместе с тем Александр Луговец сообщил, что сам по себе вопрос о выборах гендиректора ОАО “ДВМП” рассматривался, принято решение провести эти выборы на акционерном собрании, а это значит, что теперь эти кандидатуры можно выдвигать. Срок выдвижения - с сегодняшнего дня и приблизительно до 10 апреля; прием заявок будет закрыт за 45 суток до годового собрания, назначенного на 26 мая. Выдвигать кандидатов на пост генерального директора могут акционеры, имеющие не менее двух процентов акций.

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"