Далекие Фолкленды на пути возрождения ОАО “ВБТРФ”

10 февраля истек срок конкурсного производства на ОАО “Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота”. Команда арбитражного управляющего компании Карима Набиева может смело заявить о возрождении этого некогда одного из самых сильных рыбохозяйственных предприятий Советского Союза. Впервые в истории применения закона РФ “О несостоятельности (банкротстве)” на территории Приморского края предприятие, в отношении которого действовала процедура конкурсного управления, практически полностью восстановило свою платежеспособность. Однако эти услуги могут быть перечеркнуты стараниями иностранных компаний.

15 февр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №736 от 15 февр. 2000

10 февраля истек срок конкурсного производства на ОАО “Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота”. Команда арбитражного управляющего компании Карима Набиева может смело заявить о возрождении этого некогда одного из самых сильных рыбохозяйственных предприятий Советского Союза. Впервые в истории применения закона РФ “О несостоятельности (банкротстве)” на территории Приморского края предприятие, в отношении которого действовала процедура конкурсного управления, практически полностью восстановило свою платежеспособность. Однако эти услуги могут быть перечеркнуты стараниями иностранных компаний.

Что было

Чтобы представить себе всю сложность задачи по восстановлению ВБТРФ как предприятия, которую удалось решить Кариму Набиеву, необходимо вспомнить состояние дел в компании на день введения арбитражного управления. В середине апреля 1998 года весь флот АО состоял из трех транспортных судов, которые прежним руководством были переданы в аренду иностранным фирмам. Рыбодобывающий флот отсутствовал вовсе, поэтому квоты на вылов рыбы в тот год компанией не заявлялись. Была сокращена служба управления флотом, предусмотренная российским и международным стандартами. Диомидовский судоремонтный завод и цех орудий лова находились в аренде у сторонних организаций, причем арендные платежи на счета ВБТРФ не поступили ни разу. 350 метров причальной стенки, железнодорожные подъездные пути, складское хозяйство, мощный холодильник, санаторий-профилакторий “Меридиан” и гараж не эксплуатировались, но ОАО “ВБТРФ” несло колоссальные затраты на их содержание. Коллектив работающих с 11 тысяч уменьшился до 486 человек, большую часть из которых составлял управленческий персонал. Заработная плата не выплачивалась, платежи в бюджет и внебюджетные фонды не производились. Общие долги предприятия в тот момент достигли астрономической суммы в 475,04 миллиона рублей.

Как говорит Карим Набиев, ОАО “ВБТРФ” в качестве рыбодобывающей организации практически прекратило свое существование.

Что есть

- В момент введения конкурсного управления, рассказывает Набиев, казалось, что суда ВБТРФ уже никогда не выйдут в море: у причальной стенки компании догнивал единственный креветколов “Нижнеилимск”, предназначенный на “гвозди”. Но за полтора года команде управляющего при безусловной поддержке рыбаков удалось невозможное. К родным берегам, в том числе из-за рубежа, вернулась часть флота предприятия, который в лучшие времена достигал более 100 судов: на сегодняшний день флот ВБТРФ насчитывает 20 единиц, в их числе 11 добывающих и пять транспортных судов. Численность персонала достигла тысячи человек. ВБТРФ возвратила в свое лоно Диомидовский судоремонтный завод и цех орудий лова, сегодня являющиеся наиболее прибыльными предприятиями подобного профиля в Приморье. Деньги компании приносит даже простаивавший несколько лет санаторий “Меридиан”, который сегодня сдан в аренду.

И результаты не заставили себя долго ждать. По итогам 1999 года ВБТРФ выпустила различной рыбопродукции на сумму 124,2 миллиона рублей, выручка от реализации товаров и услуг составила 204,7 миллиона рублей. Вся текущая заработная плата на сегодняшний день выплачивается, что называется, день в день. А этим достижением сегодня не могут похвастать не то чтобы предприятия-банкроты, а вполне дееспособные компании. Уже удовлетворены в полном объеме требования кредиторов первой очереди (так называемых регрессников), а это ни много ни мало 18,9 миллиона рублей. Требования кредиторов второй очереди (старые долги по зарплате, оставленные ВБТРФ Николаем Никитенко) погашены в размере 5,1 миллиона рублей и $43,5 тысячи, что составляет около 10 проц. от всей суммы задолженности по з/п.

По словам Набиева, на сегодняшний день стоимость ОАО “ВБТРФ” оценивается в 350-400 миллионов рублей, чего вполне достаточно для полного расчета по основному долгу компании со всеми кредиторами и частично по пеням и штрафам.

Что мешает

Успехи команды арбитражного управляющего могли быть более впечатляющими, если бы усилиям по возрождению ВБТРФ не препятствовала семья бывшего президента ОАО “ВБТРФ” Никитенко. Используя иностранную фирму, структуры неоднократно предпринимали действия, направленные на отторжение имущества ВБТРФ. Дело в том, что в реестре кредиторов ВБТРФ, составленном Каримом Набиевым и утвержденном Арбитражным судом Приморского края, эта фирма - “Фолкленд Инвестменс Лтд.” не значится, что не позволяет ей выставлять какие-либо требования к базе. Однако еще полтора года назад “Ф.И.” в ущерб другим кредиторам базы завладела судами “Владимир Чивилихин” и “Капитан Волошин” общей стоимостью $11 миллионов. По ее заявлению, поданному в нарушение российского законодательства, оба теплохода были арестованы и проданы сингапурским судом по сильно заниженной стоимости с молотка. Затем по требованию “Ф.И.” уже пусанский суд арестовал теплоходы “Капитан Самойленко” и “Капитан Карташов”. Деньги от продажи кораблей в сумме $6 миллионов находятся на депозите суда, а “Ф.И.” намеревается их получить в ближайшее время. Мы уже не будем говорить о том, что “Ф.И.” до сих пор не рассчиталась с ВБТРФ за плавбазу “Спасск”, задолженность за которую составляет $1,5 миллиона. Таким образом, “Ф.И.” вопреки закону РФ “О несостоятельности (банкротстве)” и требованиям конкурсного управляющего, препятствует включению в конкурсную массу имущества на сумму около $19 миллионов без учета прибыли, которую ВБТРФ могла бы получить, используя это имущество.

Существующая межправительственная правовая база позволяет принимать решения, идущие вразрез с законными интересами российских судовладельцев. Но ведь

“Ф. И.” пытается добиться статуса конкурсного кредитора и в российском суде! Так, 3 февраля сего года Арбитражный суд Приморского края отменил свое же определение от 7 июля 1999 года, которым требования “Ф.И.” в сумме $17,7 миллиона (что составляет более 50 проц. от общей суммы требований конкурсных кредиторов АО) к ВБТРФ были признаны необоснованными. По свидетельству Набиева, на этой неделе состоится очередное заседание суда, на котором эти претензии “Ф.И.”, возможно, будут признаны. То есть она сможет стать самым крупным кредитором, что в свою очередь позволит принимать любое решение, независимо от мнения других кредиторов.

Что будет?

После этого события могут развиваться по следующему сценарию. “Ф.И.” срочно проводит собрание кредиторов, на котором утверждает кандидатуру более уступчивого конкурсного управляющего. Затем ее ставленник отказывается от требований ВБТРФ на суммы, находящиеся на депозитах корейского и сингапурского судов. Имеющийся в наличии флот перегонят в порты Южной Кореи или Китая, где его немедленно и совершенно законно арестуют суды этих государств по требованию “Ф. И.”. Ведь перед этим в России будут признаны требования в сумме все тех же пресловутых $17,7 миллиона. Корейский или китайский суды продадут траулеры и транспортники по дешевке, и купят их либо “Ф.И.”, либо подставленные ею фирмы.

Сумма основного долга за вычетом пусанских и сингапурских сумм останется в качестве требований “Ф.И.” как кредитора третьей очереди. Учитывая, что “Фолкленд Инвестменс Лтд.” по-прежнему будет оставаться основным кредитором, то оставшееся в России имущество ОАО “ВБТРФ” будет также продано в его пользу. На этом история Владивостокской базы тралового и рефрижераторного флота может и завершиться.

Автор: Николай СУББОТИН, "Владивосток"