Кошмар на улице Октябрьской

Летом прошлого года владивостокцы были потрясены жутким убийством переводчика-китаиста Захара Козлова и его японской подруги Моритаке Рика. Они бесследно исчезли из своей квартиры, которая находится в доме практически в самом центре города - у Покровского парка. В комнате были найдены только многочисленные следы крови и тщательно упакованные для выноса ценные вещи. Через несколько дней был задержан и убийца, который показал, где он похоронил, предварительно расчленив, свои жертвы. Оказалось, что столь жуткое зверство совершил ранее знакомый с Козловым человек. Затаив мелочную обиду, он спустя четыре с половиной года пришел к нему за деньгами с ножом в руке. Сейчас, когда это уголовное дело передано для рассмотрения в суд, мы можем рассказать подробности этой истории

11 февр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №735 от 11 февр. 2000

Летом прошлого года владивостокцы были потрясены жутким убийством переводчика-китаиста Захара Козлова и его японской подруги Моритаке Рика. Они бесследно исчезли из своей квартиры, которая находится в доме практически в самом центре города - у Покровского парка. В комнате были найдены только многочисленные следы крови и тщательно упакованные для выноса ценные вещи. Через несколько дней был задержан и убийца, который показал, где он похоронил, предварительно расчленив, свои жертвы. Оказалось, что столь жуткое зверство совершил ранее знакомый с Козловым человек. Затаив мелочную обиду, он спустя четыре с половиной года пришел к нему за деньгами с ножом в руке. Сейчас, когда это уголовное дело передано для рассмотрения в суд, мы можем рассказать подробности этой истории

Кровавые следы были даже на потолке

Через три дня убийца вернулся на улицу Октябрьскую, в ту квартиру, где он безжалостно убил переводчика-китаиста Захара Козлова и его японскую подругу Моритаке Рика. Нет, это не было проявлением широко описанного в различных детективах синдрома, когда убийцу тянет на место преступления. В нашем случае злоумышленник вернулся, чтобы вынести 57 видеокассет, 20 компьютерных дискет, магнитофон, телевизор и телефонный аппарат - все, что еще оставалось в квартире.

В этот день милиция разминулась с преступником. Он спокойно ушел через дверь за пару минут до того, как представители правоохранительных органов проникли в комнату убитого Захара Козлова через балкон.

Убийца заметил, как спасатели из поисково-спасательной службы пытаются по веревке спуститься на балкон. Посмотрев вниз, он увидел милицейскую машину. “Делать здесь больше нечего”, - подумал он и, схватив вещи, выбежал из подъезда. Со скамейки в парке напротив преступник спокойно наблюдал за действиями следователей.

Перед сотрудниками правоохранительных органов, которые вскоре вошли в помещение, открылась жуткая картина.

Из протокола осмотра квартиры № 11 дома № 14 по улице Октябрьской г. Владивостока: “В квартире были обнаружены следы бурого цвета, похожие на кровь: на пороге двери; на внутренней двери на высоте 40 сантиметров от пола; на куске “скотча” в районе дверного замка; в ванной комнате у порога; на занавеске; у стока в ванной; на двух шторах, висевших у дверного проема, ведущего в кухню; на боковых поверхностях стиральной машины; на полу под стиральной машиной; на передней поверхности дверей, закрывающих раковину; в правом дальнем углу на полу; на канистре в углу кухни; на стене кухни; на стене у входа в зал, на высоте около 25 сантиметров; в углу между полом и стеной; на потолке кухни - равномерно по всей поверхности.

В зале хаотично разбросаны вещи, одежда. В коридоре, под столиком с телефоном, обнаружен прозрачный пакет, в котором находились нож кухонный с рукояткой темного цвета - клинок погнут и покрыт ржавчиной; дно и горлышко бутылки зеленого цвета, обрывок бумаги, испачканные веществом бурого цвета. В ванной комнате на стуле - копия паспорта Моритаке. В прихожей на настенном календаре имеется последний листок с датой - 26 июля 1999 года”.

Было ясно, что здесь произошло жуткое убийство.

В тот день - 26 июля - у подруги переводчика-китаиста Захара Козлова японской подданной Моритаке Рика был день рождения. Козлов и Моритаке познакомились в 1991 году в городе Даляне (КНР), где Захар находился на стажировке, а японка училась в Ляонинском педагогическом университете. В 1995 году, когда Моритаке приехала на работу во Владивосток, они приобрели однокомнатную квартиру.

Перед смертью он только спросил: “За что?”

30-летний Захар Козлов работал переводчиком в фирме “Вента-ДВ”, занимающейся поставками продуктов питания из Китая, а подданная Японии Моритаке Рика трудилась преподавателем японского языка в Международной бизнес-академии.

26 июля утром женщина ушла на работу, а Захар, отпросившись со службы, занялся уборкой квартиры и праздничным ужином. По словам знавших Захара и Моритаке Рика людей, они вели замкнутый образ жизни. Гостей приглашали домой весьма редко. Вот и тогда собирались отметить торжество вдвоем.

Вечером, когда после уборки Захар решил вынести к мусоропроводу пакет с отходами, на лестничной клетке и разыгралась трагедия.

Захар открыл дверь квартиры и вышел, из темноты выскочил бородатый парень в спортивной кепке с большим козырьком. Это был Алексей Чечулин. Нападавший схватил Козлова за горло и приставил нож.

“Молчи, гад, не дергайся. Быстро, без шума иди в квартиру”, - приказал Чечулин.

Возможно, если бы Захар выполнил все требования грабителя, он остался бы жив. Но...

Козлов сразу же нанес нападавшему удар пустой бутылкой по голове и рассек ему правую бровь. Лицо грабителя залило кровью. Удар, который нанес Козлов нападавшему, сыграл роковую роль. Рассвирепев, Чечулин пустил в дело нож.

Преступник буквально озверел. Несколько раз прямо на лестничной клетке он ударил Захара ножом в бок, а затем затащил ослабевшего парня в квартиру.

Из материалов уголовного дела № 875212: “В прихожей своим кухонным ножом он нанес Козлову несколько ударов в область живота. Увидев, что клинок согнулся, Чечулин бросил нож и продолжил борьбу с потерпевшим.

В ходе драки они переместились на кухню. Нападавший рассвирепел, повалил Козлова на пол, пытался задушить, наносил удары табуретом по голове”.

Почему же Чечулин убил Захара Козлова? Ответ, данный на этот вопрос в ходе предварительного следствия, поразил многих. Оказалось, что грабитель просто устал от активного сопротивления хозяина квартиры и поэтому решил убить Козлова. Он схватил большой кухонный нож, лежавший на столе, и нанес своей жертве два смертельных удара в правый бок.

Перед смертью Захар лишь спросил: “За что?”

Убив Козлова, злоумышленник первым делом убедился, что никто из соседей не забил тревогу, и закрыл входную дверь квартиры.

Убийца перенес труп в ванну и, отмывшись от следов крови, начал хладнокровно искать в квартире ценности.

В это время в квартире раздался звонок в дверь. Он испугался, схватил кухонный нож, которым убил Козлова, и спрятался.

Из материалов уголовного дела № 875212: “Входную дверь своим ключом открыла Моритаке Рика. Она вошла в квартиру, огляделась и увидела Чечулина. Испугавшись, девушка стала громко кричать, бросила в него свою сумочку. Он понял, что Моритаке хорошо его разглядела и запомнила. Поэтому решил ее убить”.

Преступник трижды ударил ножом японку. Смерть наступила мгновенно.

Чечулин перенес ее тело в ванную и положил рядом с трупом ее гражданского мужа. Затем спокойно убрал в квартире, умылся и переоделся в вещи Козлова: джинсы, черную футболку, коричневые кожаные сандалии. Теперь уже никто не мешал ему. Забрав кошелек Козлова, в котором было около 450 рублей, и ключи от квартиры убитого, Чечулин отправился в травмпункт. А на следующий день вернулся, чтобы избавиться от трупов и вынести все ценные вещи.

Мешки с расчлененными трупами

Первым делом он расчленил тела своих жертв.

Из материалов уголовного дела № 875212: “В ночь с 27 на 28 июля Чечулин отделил голову, руки, ноги, грудную клетку и тазобедренную часть обоих трупов. Расчлененные части тела он оставил в ванной.

Вечером 28 июля Чечулин снова вернулся в квартиру Козлова, положил в целлофановый мешок голову и таз Моритаке. Все это сложил в сумку, унес в район улицы Авроровской и закопал в районе гаражей. Яма была выкопана на глубину 40-50 см. Лопату он купил в магазине “Садовод”.

Другие части трупов Чечулин захоронил на пустыре в районе остановки транспорта “Дальпресс” - 29 июля преступник вернулся в квартиру Козлова, положил части тела убитых в полиэтиленовые мешки и сумку и отнес к заранее приготовленным ямам. В первую, маленькую, яму он положил грудную клетку Козлова. Во второй яме закопал ноги, руки, таз Козлова, грудную клетку, руки и ноги Моритаке”.

В течение нескольких дней Алексей Чечулин вынес из квартиры жертв почти все ценные вещи. Список похищенного составляет несколько страниц машинописного текста: проигрыватель музыкальных компакт-дисков, аудиоплейер “Айва”, персональный компьютер, музыкальный центр, видеокамеру, 15 компакт-дисков и многое другое. Не побрезговал даже личными вещами убитых. Захватил и два талона на приобретение книг в книжных магазинах Японии стоимостью по 500 японских иен и записную книжку Козлова.

Позже в тайнике нашлись и деньги - 900 рублей, 295562 японские иены, 120 долларов США и 287 гонконгских долларов. Добычей Чечулина стали также кредитные карточки - в тайнике он обнаружил банковские карточки “Ситибанка” и “JCB-банка”.

Убийца ко всему прочему забрал три японские телефонные карточки стоимостью 5 долларов каждая, цепочку с кулоном стоимостью 100 долларов США, цепочку с крестиком стоимостью 3000 японских иен, кольцо в футляре стоимостью 20000 японских иен.

Большую часть из похищенного Алексей Чечулин продал своим знакомым, которые, естественно, не подозревали о происхождении вещей. Компьютер злоумышленник реализовал, дав объявление в газете. А вот снять деньги с кредитных карточек ему, правда, не удалось.

Из материалов уголовного дела № 875212: “Первый раз Чечулин попытался получить деньги в банкомате, находящемся на первом этаже здания администрации Приморского края. Первоначально он не знал, как пользоваться банкоматом. Ему было известно лишь, что в банкомат необходимо вставить карточку и набрать код. Сначала Чечулин пытался набрать код карточки на английском языке, но затем прочитал, что в банкомате возможен выбор языка. На банкомате появилась надпись, что он неправильно набрал код карточки”.

Чечулин повторил свои попытки снять деньги с кредитки в других банкоматах, но это у него не вышло. Он решил, что попробует проделать эту операцию в Японии, куда собирался вскоре отправиться для покупки автомашины.

Таким образом, после преступления Алексей Чечулин разжился суммой в 300 тысяч японских иен.

Убийцу сняли с Японского рейса

Сразу же после убийства - 4 августа - преступник приобрел туристическую путевку в компании “Владтурбизнес” на теплоход, отходивший в Страну восходящего солнца 7 августа. За путевку и провоз автомашины он заплатил 550 долларов США, 250 рублей - за оформление прописки на корабль. К счастью, отход судна задержали до 9 августа. Но уехать в Японию убийце было не суждено. 8 августа его задержали сотрудники милиции.

Как нередко бывает в таких случаях, раскрыть это дело и найти убийцу помогли эксперты-криминалисты. 2 августа при осмотре места происшествия специалисты буквально по сантиметру, на коленях, обшарили всю квартиру. Были сняты отпечатки пальцев, принадлежавшие нескольким разным людям. Удивлению экспертов, которые обработали отпечаток, изъятый с боковой панели телевизора при помощи автоматической системы идентификации отпечатков пальцев “Папиллон”, не было предела - такие “пальцы” уже имелись в памяти компьютера. Они принадлежали некоему гражданину Чечулину Алексею Альбрусовичу 1971 года рождения. Его “пальчики” попали в милицейскую картотеку еще в 1994 году, когда тот был осужден по статье 218 Уголовного кодекса России (незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ).

Обвинить человека на основании такой улики еще нельзя. Однако когда проверили через городскую телефонную станцию исходящие звонки с номера Захара Козлова, выяснилось, что вечером 29 июля, то есть через три дня после того, как Козлов и Моритаке Рика пропали, звонил неизвестный некому г-ну О. Опросив последнего, оперативники выяснили, что О. в указанное время говорил по телефону именно с Чечулиным.

Начались активные розыскные мероприятия.

Найти Чечулина было довольно сложно. Во Владивостоке он был прописан по одному из судов компании “Дальморепродукт”. На самом деле давно списанный бывший рыбообработчик жил в краевом центре у знакомых. Кстати, после визита сотрудников милиции к О. у него появился и сам Чечулин. Услышав об интересе, проявленном правоохранительными органами к своей персоне, убийца лишь обреченно произнес: “Как же они узнали?” Через несколько часов он был задержан.

“Нормальный” душегуб

Из материалов уголовного дела № 875212: “При участии адвоката, имея квалифицированную юридическую защиту, допрошенный в качестве обвиняемого 12 августа 1999 г. Чечулин А. А. вину в совершении убийств Козлова и Моритаке признал полностью и показал, что в 1995 году работал в ТОО “Формула” плотником, где познакомился с Козловым. В квартире последнего изготавливал ниши. Знал, что Козлов - человек состоятельный. Он обиделся на Козлова за то, что тот заплатил ему мало - около 700 тыс. неденоминированных рублей. После этого он с Козловым больше не встречался.

С апреля 1999 года Чечулин не имел работы. Срок контракта на судне “Петр Житников” истек. Денежные сбережения быстро закончились. А так как он рассчитывал устроиться работать на другое судно и для этого требовалось около 1000 долларов США, то решил добыть деньги путем грабежа. Вспомнил о Козлове и о том, что у того должны иметься деньги. Поэтому принял решение ограбить именно Козлова”.

Вот так - все просто и цинично. Оказывается, человеческая жизнь стоит всего 1000 долларов. Не больше и не меньше.

Кто-то скажет, что совершить такое жуткое убийство, хладнокровно расчленить трупы может только психически ненормальный человек. Спешим опровергнуть - Чечулин абсолютно нормален. С медицинской точки зрения. И согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы от 21 сентября 1999 года каким-либо хроническим психическим заболеванием, временным душевным расстройством он не страдал и не страдает. Эксперты считают, что в момент совершения инкриминируемого ему деяния Чечулин полностью отдавал отчет своим действиям.

Да, Чечулин эгоистичен, скрытен. Но по месту работы в холдинговой компании “Дальморепродукт” характеризуется положительно. Как положительно характеризуется и по месту содержания под стражей - в СИЗО № 1 Владивостока. Вот такой вот “нормальный” и всюду положительный убийца. Впрочем, если Чечулин “психически здоров”, значит, больно общество...

Сразу же после задержания Чечулину Алексею Альбрусовичу 26 февраля 1971 года рождения, уроженцу города Ирбит Свердловской области, русскому, со средним специальным образованием, холостому и военнообязанному, бывшему матросу-рыбообработчику “Дальморепродукта”, было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных пунктами “з, к, н” части второй статьи 105 УК РФ (убийство, совершенное из корыстных побуждений, сопряженное с разбоем, с целью скрыть другое преступление и облегчить его совершение, совершенное неоднократно); пунктами “б” и “в” части третьей статьи 162 УК РФ (разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, и угрозой применения такого насилия, совершенный с незаконным проникновением в жилище, с применением предметов, используемых в качестве оружия, в целях завладения имуществом в крупном размере, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего), и частью второй статьи 325 УК РФ (похищение у гражданина паспорта и других важных личных документов).

На первых допросах Алексей Чечулин полностью признал свою вину, а затем изменил свои показания, заявив о непричастности к двойному убийству. Вместе с тем, как считают в прокуратуре, вина обвиняемого Чечулина А. А. в совершении данных преступлений полностью подтверждается собранными в ходе следствия доказательствами.

В настоящее время следствие по делу № 875212 завершено, материалы направлены в суд. Алексею Чечулину грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 25 лет.

Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, Дмитрий ХАБАЛОВ, "Владивосток"