Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Мегаполис

В составе России не значится...

Из фундаментального труда “Россия. Энциклопедический справочник” явствует: Приморский край исключен из состава России

Из фундаментального труда “Россия. Энциклопедический справочник” явствует: Приморский край исключен из состава России

Выпущен сей труд в Москве издательским домом “Дрофа” в 1998 году, подготовлен работниками издательства “Большая Российская энциклопедия” под редакцией А. Горкина, А. Зайцева, В. Карева, объем - 592 страницы.

Выход в свет энциклопедических изданий - наиболее значимое событие, поскольку они в концентрированном виде дают читателю сведения по самому широкому кругу вопросов. Вместе с тем это налагает и особую ответственность на составителей такого рода трудов. Поэтому прекрасно изданный справочник, конечно, не остался без внимания общественности.

Так уж мы устроены, что, взяв в руки новую книгу, в первую очередь интересуемся, что же в ней написано о крае и городе, где мы проживаем. Здесь нас ждало глубокое разочарование.

Открываем раздел “Субъекты Российской Федерации”... и не находим в нем статьи о Приморском крае. Может быть, края выделены отдельно? Но нет, все республики, края, области и округа приводятся в алфавитном порядке. Глазам своим не веришь: Пермская и Псковская области есть, а Приморского края, который должен находиться между ними (с. 414), - нет!

В принципе на этом можно было бы и закрыть книгу. Но решили ознакомиться со статьями раздела “Важнейшие населенные пункты”. Приморский край здесь представлен Владивостоком, Находкой и Уссурийском. Еще раз убеждаешься в непреходящей истине: “Чем меньше - тем лучше”. По статьям о двух последних городах серьезных замечаний нет. Больше того, с чувством гордости приятно было узнать, что, оказывается, “в 1990 г. создана первая в Pоссии свободная экономическая зона “Находка”.

Что же касается “города нашенского” (с. 441 - 442), то здесь мы обнаружили, по сути, сплошной брак.

Уже из второй строки мы узнаем, что Владивосток расположен в 9302 км от Москвы. В действительности - в 9288 км, о чем молчаливо свидетельствует надпись на изящной гранитной стеле, установленной на железнодорожном вокзале Владивостока.

Далее говорится о том, что военный пост Владивосток основан “командой парусника “Маньчжур” . Это - неточно, так как пост основан

командой 3-й роты 4-го линейного батальона Восточной Сибири, высаженной с военного транспорта “Манджур”, который, кстати, имел паровую машину.

Утверждается, что Владивосток “с начала 1870-х гг. - один из ведущих портов на Тихом океане...” Это - плод фантазии авторов, так как лишь 25 февраля 1871 г. был издан приказ “о перенесении главного порта из Николаевска во Владивосток”. В начале 1870 годов во Владивостоке не было никаких пароходных организаций (пароход “Камчатка” А. Н. Филиппеуса не в счет, так как он транспортировал товары из портов Японии в пункты Охотского моря и Камчатки), ни одного капитального причала, а в 1871 г. его посетило всего 24 судна.

По масштабам того времени можно было бы написать, что с начала 1870-х годов Владивосток становится ведущим портом на Дальнем Востоке России, но никак не Тихого океана.

“В 1879 г. постоянная пароходная линия связала Владивосток с Петербургом и Одессой”. Тоже - неточно. Да, в 1879 г. состоялся переход парохода “Нижний Новгород” Общества Добровольного флота из Одессы в порты Дальнего Востока России. Но это был пробный рейс. Официально же “1880 год вошел в историю русского мореплавания как установление регулярных товаропассажирских рейсов отечественных судов из Европейской России на Дальний Восток”. В тот год три парохода Доброфлота совершили такие рейсы с запада на восток: “Москва”, “Владивосток” (оба из Одессы) и “Россия” (из Кронштадта).

Поэтому именно с 1880 г. начинается история Дальневосточного морского пароходства.

Утверждается, что “в 1903 г. открылось прямое ж.-д. сообщение с Москвой по Великой Сибирской магистрали”. Это - глубокое заблуждение. 1 июня 1903 г. состоялась лишь окончательная передача КВЖД в эксплуатацию. Великая Сибирская магистраль состояла из шести участков, которые строились в следующие сроки: Уссурийская ж. д. (1891 - 1897), Западно-Сибирская ж. д. (1892 - 1896), Забайкальская ж. д. (1895 - 1900), КВЖД (1897- 1901), Кругобайкальская ж. д.(1899 - 1905), Амурская ж. д. (1908 - 1916). Таким образом, прямое железнодорожное сообщение по Великой Сибирской магистрали началось только в 1916 г.

Говорится, что в 80-90-х годах XIX в. Владивосток являлся центром экспедиционных работ Н. М. Пржевальского и В. К. Арсеньева. Но первый из них руководил экспедицией в Уссурийском крае в 1867 -1869 гг. и более на Дальнем Востоке не появлялся. Что же касается В. К. Арсеньева, то его знаменитые экспедиции по Уссурийскому краю и другим районам данного региона проводились с перерывами в 1902 - 1927 гг.

Сообщается, что наряду с японскими и английскими войсками в апреле 1918 г. во Владивостоке высадились и американские войска. Тоже не все верно, так как вслед за японскими и английскими войсками 8 августа высадились французские и только 16 августа - американские войска.

Далее опять неточность. “Во время мятежа Чехословацкого корпуса (май - ноябрь 1918 г.) к власти пришло Временное сибирское правительство”. Такая общая формулировка только уводит читателя от сути дела. Применительно к словарной статье о Владивостоке следовало сказать другое, а именно, что 29 июня 1918 г. во Владивостоке части Чехословацкого корпуса совершили переворот, в результате которого власть Советов была свергнута и создано Временное правительство автономной Сибири. Подчеркиваем, что Временное сибирское правительство, о котором говорится в справочнике, было образовано в Томске 27 января 1918 г. Переехав во Владивосток, оно после 29 июня, то есть после переворота, называлось уже Временным правительством автономной Сибири и функционировало до октября 1918 г., после чего власть перешла к правительству адмирала А. В. Колчака.

Сведения об учреждениях Академии наук во Владивостоке представлены четырьмя словами и то в виде гибрида из двух эпох: “Дальневосточный научный центр РАН”. А ведь ДВНЦ АН СССР функционировал во Владивостоке с 1970 г. по 1986 г., после чего был преобразован в ДВО АН СССР (с 1992 г. - ДВО РАН). И еще. Если в статье все-таки упомянуто шесть вузов, вплоть до “технологического бытового обслуживания”, то об академических институтах - вообще ни слова. Между тем во Владивостоке их более десяти, в которых работают ученые и с мировым именем.

Упоминается Театр юного зрителя. Но этот театр уже около 10 лет называется Камерным театром драмы и вскоре, как говорят, в связи с новой концепцией получит новое наименование.

Резюмируя вышеизложенное, нетрудно сделать вывод о том, что статья о Владивостоке составлена на дилетантском уровне и вводит несведущего читателя в заблуждение.

Дотошные люди могут спросить: так что же, неужели в статье нет ничего хорошего. Есть, конечно. Цитируем:

“Многоэтажные кварталы города располагаются по склонам сопок, спускающихся к морю. Вдоль бухты Золотой Рог - исторического центра города - протянулись причалы и склады торгового и рыбного портов, доки и цеха судоремонтных заводов. Удобные пляжи, высокая концентрация солей в морской воде и целебные грязи на дне Углового(!) залива способствовали формированию в пригороде Владивостока курортной зоны”.

Так что теперь только остается нашим краевым и городским властям пригласить отличившихся составителей справочника приехать летом сюда на отдых.

Мы бегло ознакомились еще с несколькими разделами справочника. Там тоже обнаружили множество серьезных ошибок. Но это уже выходит за рамки нашей конкретной темы для газетной статьи.

Автор : Александр ГРУЗДЕВ, профессор-консультант кафедры истории Отечества ДВГТУ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Госинспекция к мелочам не придирается, но и серьезных нарушений не пропускает

В минувшем январе в отдельном батальоне дорожно-патрульной службы Владивостока случилось чрезвычайное происшествие. Два сотрудника в форменной одежде совершили грабеж с применением насилия. Причем оба не зеленые юнцы, вчера взявшие в руки жезлы. Один уже полгода прослужил в милиции, а второй и вовсе два года отработал инспектором. Обоих задержали по горячим следам, и теперь они содержатся в камере следственного изолятора.

Муниципальный или свободный?

После грандиозных планов превращения Владивостока в маленький аналог Сан-Франциско путем строительства автомобильных развязок и мостов у городской администрации дошли руки до идеи, выдвинутой во времена осенних выборов 1998 года кандидатом в мэры, начальником ДВГМА Вячеславом Седых. Идея заключается в том, что Владивосток обязан своему рождению удобной бухте. Росший и развивавшийся как порт, он может получать свое дальнейшее развитие только в качестве порта.

После Кудрявого заживем кучеряво

Сегодня во Владивосток прилетает из Москвы первый заместитель министра топлива и энергетики Виктор Кудрявый. Он наделен широкими полномочиями для решения проблем ТЭКа региона, нахождения точек соприкосновения между исполнительной властью края и города с одной стороны и “Дальэнерго” - с другой.

“ЛуТЭК” ставит рекорды

В январе в разрезе ЗАО “ЛуТЭК” было добыто 824 тысячи тонн угля. Такой месячной выработки здесь еще не было за всю четверть века существования этого угледобывающего предприятия.

Кто заплатит за аренду?

Cегодня, по предварительной оценке специалистов Дальневосточного морского пароходства, линейный ледокол “Красин” подошел к ледовой кромке в Анадырском заливе и соединился с танкером “Ренда”.

Последние номера