А вы в курсе, что на морозе весы врут?

Обыденные городские картинки художник-мороз изменил так же, как превратил простые оконные стекла наших квартир в сверкающие стылыми узорами витражи. Расслабились мы предыдущими теплыми зимами, отвыкли от холода и снега, поэтому нынче стремимся необходимые покупки сделать по пути с работы домой, никуда за ними специально не заезжая, и поскорее юркнуть в норку, к обогревателю и толстым шерстяным носкам.

28 янв. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №727 от 28 янв. 2000

Обыденные городские картинки художник-мороз изменил так же, как превратил простые оконные стекла наших квартир в сверкающие стылыми узорами витражи. Расслабились мы предыдущими теплыми зимами, отвыкли от холода и снега, поэтому нынче стремимся необходимые покупки сделать по пути с работы домой, никуда за ними специально не заезжая, и поскорее юркнуть в норку, к обогревателю и толстым шерстяным носкам.

Пока было сравнительно тепло, мало кто интересовался овощами и фруктами в киоске, что стоит на остановке транспорта “Некрасовская”: цены здесь всегда высоки, это дорогой ларек. Но сейчас мерзнущие в ожидании автобуса ноги сами несут не на рынок Некрасовский или дальше того - Первореченский, а к ближайшей амбразурке оконца, где не разглядишь ни упрятанных в глубине весов, ни продавщицы.

Картошка по 8 рублей за килограмм, морковка по 11, капуста по 12, лук покрупнее, рыхловатый по 11, симпатичный мелкий - по 13.

- Берите по 13, - советует невидимая продавщица, - это казахский, отборный. И картошки возьмите не кило, а хотя бы три, чего лишний раз по морозу-то за ней бегать? Картошка у нас приморская, хорошая.

Правда, что именно она мне взвешивает и что показывают весы, увидеть в амбразурку невозможно. Купленный товар высовывают мне уже уложенным в черный пакет с ручками, чтобы я не суетилась на морозе со своими мешочками и сумкой. Даю сотенную, получаю 25 рублей сдачи, а тут и автобус подоспел.

Мясо для борща, рыбу на ужин и прочиет припасы куплю сегодня тоже на остановке: возле “Больницы рыбаков”к гастроному-стекляшке примыкает открытый базарчик. Ну его к шутам по такому холоду, любимый рынок “Самоцветы”, ни за что туда не поеду! Приценяюсь к рульке - еще недавно такие были по 35 рублей за кило, сейчас по 45.

- На борщ? - краснощекая, с блестящими не только от морозца глазами продавщица презрительно фыркает. - Рулька ерунда, лучше возьмите-ка вот этот шматок говядины с косточкой, мясо свежее, тут и бульон выйдет отличный, и на второе останется. По 60 рублей - это, считай, даром!

Мерзлый кусок с каменным стуком падает на весы, а я расстаюсь с еще одной сотенной бумажкой, пытаясь при этом вспомнить предупреждение госторгинспекции: кажется, уже при 20 градусах ниже нуля весы перестают действовать, как положено, и погрешность настолько велика, что лучше на улице ничего не приобретать, а идти в отапливаемый магазин с нормально работающими весами...

Но что уж теперь? Похоже, в такую погоду голова соображает хуже или же ее продолжает затуманивать иллюзия “по-быстрому” все купить - и в норку. По 20 рублей за килограмм беру на соседнем лотке навагу подледного лова, расплачиваюсь, а когда укладываю рыбины в сумку, вижу, что они, увы, старенькие, то бишь далеко не вчера пойманы. Робкую претензию продавец гасит в зародыше:

- Не спорьте, это подледная навага, только не местная. Выловлена 5 января на Сахалине, понятно?

Более чем понятно, что впопыхах приобрела не свежую, пахнущую морем наважку, а рыбу, которая смерзшейся в картонных коробках неделями тащилась к нам откуда-то с Сахалина. Ладно. А вот подсластить пилюлю хорошо бы мандаринками. Их продают из машины с будкой по 19 рублей за кило - на целковый-два дешевле средней магазинной цены.

...Ну, слава богу, вот наконец и она, моя маленькая, моя тепленькая! Кухня. Тепленькая, потому что маленькая - в комнатах-то куда холоднее, - и потому что электроплита воздух нагревает. Постепенно мы с продуктами оттаиваем. И обнаруживается, что мясо мне всучили низкосортное, в пленках и прожилках, да и корова явно была немолода. Принюхавшись к размороженной и разделанной наваге, улавливаю запах уже окислившегося жира, значит, рыбу нужно не просто жарить, а тушить с луком и лаврушкой.

Извлеченный из черного пакета лук оказался... 11-рублевым (за который уплачено по 13), причем подпорченным. Разрезаю напополам пять луковиц - в каждой внутри гниль. Начинаю чистить картошку - то же самое, и первая подгнившая, и вторая. Со странным азартом складываю снова в пакет обе картофелины, очистки и взвешиваю безменом: вместо трех - два с половиной килограмма.

Так мне и надо! Испугавшись ходьбы по холоду, нахватала ларечно-лоточных продуктов, при этом меня обвесили, обсчитали и товаром наделили некачественным. К слову, и капуста с морковкой, и мандарины продавались подмороженными, и в теплой кухне вскоре стали отвратительно мокрыми.

Поэтому в свой выходной день таки пришлось, укутавшись, ехать на крытый рынок “Самоцветы” и там делать запасы на неделю. Цены, кстати, не сильно отличаются от уличных. Зато мясо выбрала парное, отменное (говядина по 65 рублей), картошку по 8.50 сама складывала на весы, прощупав каждый клубень, а подледную наважку купила прямо из заспинного ящика дяденьки-рыболова. Ох и вкусная рыбка была!

Автор: Светлана ЖУКОВА, "Владивосток"