Россия теряет авторитет и рынки сбыта вооружений в АТР

Для международного военного сотрудничества на Тихом океане, похоже, настали непростые времена. Канули в историю, судя по всему, совместные учения по связи и маневрированию, оказанию помощи терпящим бедствие на море, совместные российско-американские высадки десанта в России и США. Похоже, теперь еще долго Владивосток не увидит иностранных военных кораблей, как не увидят российский военно-морской флаг в портах государств Тихого и Индийского океанов.

28 янв. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №727 от 28 янв. 2000

Для международного военного сотрудничества на Тихом океане, похоже, настали непростые времена. Канули в историю, судя по всему, совместные учения по связи и маневрированию, оказанию помощи терпящим бедствие на море, совместные российско-американские высадки десанта в России и США. Похоже, теперь еще долго Владивосток не увидит иностранных военных кораблей, как не увидят российский военно-морской флаг в портах государств Тихого и Индийского океанов.

Увы, программы военно-технического сотрудничества, которыми еще не так давно восхищались как у нас, так и на Западе, оказались свернуты. По данным “В”, на этот год согласно плану, имеющемуся в штабе Тихоокеанского флота, не предусмотрены ни заходы в наши порты иностранных боевых кораблей, ни зарубежные дальние походы кораблей ТОФ. Единственным исключением, возможно, станет поход отряда кораблей Тихоокеанского флота в Индию. Однако, по нашей информации, уверенности в том, что такой визит состоится, практически нет.

“Экономические трудности” и политические амбиции

Причин тому несколько. Первые тревожные нотки прозвучали еще два года назад. Тогда было отменено участие российской стороны в совместных с США учениях “Сотрудничество на море”. Планом этих учений предусматривалась совместная помощь российских и американских морских пехотинцев населению пострадавших от природных катастроф местностей. Трижды совместные учения проходили в Приморье, один раз отряд российских боевых кораблей посетил Гавайи. В 1997 году, когда корабли ТОФ вновь должны были отправиться в Штаты, учения были отменены. Сейчас точно известно, что причина подобного отказа лежала исключительно в экономической плоскости - у Тихоокеанского флота России просто не было топлива для того, чтобы пересечь Тихий океан и дойти до Сан-Диего. Ко всему прочему совершить такой переход не позволяло техническое состояние кораблей, которые планировалось задействовать в учениях.

Однако тогда, чтобы не уронить престиж страны, демонстрируя свою несостоятельность, высоколобые чиновники заявили: “Отказываемся от участия в программе из-за того, что, дескать, совместные учения России ничего не дают и у американцев мы ничему путному научиться не сможем”. Тогда такое решение вызвало волну, мягко говоря, недоумения. Ведь участие в подобных программах имеет не только сугубо военный, но и - даже в большей степени - политический аспект. И если в плане воинского искусства нам у американцев действительно поучиться нечему, что, впрочем, тоже спорно, то не понимать всей политической значимости подобных мероприятий не может только человек, незнакомый с политическим раскладом сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В очередной раз Россия поступила по меньшей мере странно в конце 1998 года, когда отказалась от запланированного визита отряда боевых кораблей в Южную Корею, где в то время проходил 6-й симпозиум представителей военно-морских сил стран западной части Тихого океана.

В работе симпозиума приняли участие представители 30 государств. Большинство стран-участниц направили в Сеул корабли для демонстрации своего флага. Россия же оказалась неспособной направить в Южную Корею боевой корабль. Причина, как всегда, банальна - отсутствие финансирования и острая нехватка топлива. Мировой общественности такое поведение России показалось неадекватным.

В прошлом году к экономическим причинам присоединились и политические мотивы. Война в Югославии, разделившая Россию и Запад на два непримиримых лагеря, сделала свое дело - был отменен ряд визитов иностранных военных кораблей во Владивосток. Впрочем, объективности ради стоит отметить, что на этом фоне планомерно и динамично развивалось военно-техническое сотрудничество Тихоокеанского флота России с морскими силами самообороны Японии. Однако, по мнению специалистов, подобное положение дел связано с желанием не столько российской, сколько японской стороны.

Тем не менее это исключение лишь подтверждает правило - Россия, похоже, вновь становится на путь изоляции. И причины тому - как объективные экономические трудности, так и политические амбиции руководства страны. События минувшего года, жесткие и довольно неожиданные на первый взгляд заявления теперь уже бывшего президента Ельцина позволяют говорить, что Россия вполне может решиться на возведение нового железного занавеса.

Чем это грозит? Наша страна может начисто лишиться влияния и потерять рынки сбыта вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Регионе, за которым, по мнению большинства специалистов, будущее в определении мирового порядка.

В настоящее время Россия декларирует свои стратегические интересы в АТР и заявляет, что продолжает оставаться великой морской державой. В мирное время важнейшей задачей флота является не только поддержание стратегического баланса, но и демонстрация военно-морского флага. Если с первой задачей Россия еще как-то справляется, то со второй, как мы видим, дела обстоят не совсем гладко.

Флот выходит в океан

Но обо всем по порядку. Причины такого по меньшей мере странного поведения России кроются, как считают специалисты, в нашей истории.

Последний российский самодержец Николай II незадолго до русско-японской войны в ответ на претензии японцев сказал: “Россия - это не государство. Это материк”, что само по себе означало, что Россия намерена решать свои проблемы с соседями исключительно силами армии, но не флота. Ставка на армию повлекла за собой трагедию и позор Цусимы. Сталин, не доверявший и настороженно относившийся к флоту, памятуя его большую по сравнению с армией “революционность”, также отвел основную роль в военной доктрине СССР сухопутным силам и оценивал военный потенциал противника не количеством морских боевых единиц, а числом дивизий. Долгое время флот оставался пасынком вооруженных сил, и даже такой выдающийся полководец, как маршал Жуков, не понимал и всячески принижал значение флота для обороны страны. Только в середине 60-х годов адмирал флота Советского Союза Горшков сумел сломать это предубеждение, и СССР приступил к созданию океанского флота. Горшков одним из первых понял и верно интерпретировал идею военно-морской мощи как неотъемлемой составляющей военно-политической доктрины великой державы.

Во времена Горшкова флот вышел в океан. Советский военно-морской флаг гордо развевался в Тихом и Индийском, Атлантическом и Северном Ледовитом океанах. Советскому военно-морскому флагу, отдавая дань силе и мощи, салютовали корабли иностранных государств. Ширилось и росло военно-морское присутствие СССР.

Но океанский военно-морской флот - это не только политический фактор. Это, ко всему прочему, еще и мощное орудие развития экономики.

В советские времена ширилось и развивалось военно-морское сотрудничество: официальные, рабочие и деловые заходы боевых единиц ТОФ в порты большинства стран региона, в первую очередь в Индии и Индонезии, были делом привычным и обыденным. Все это дало свои плоды - Советский Союз сумел не только обеспечить свое стратегическое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и создать там стабильный рынок для продажи военно-морских вооружений.

Экономические плоды дальних походов

Демонстрация военно-морского флага - это не только демонстрация мощи государства. Это демонстрация целого комплекса достижений военной и научно-технической мысли, это концентрированное выражение всего потенциала страны.

С начала 60-х годов многие страны были, а некоторые и остаются, потребителями военно-морского вооружения СССР и России. После первого официального дружественного визита в Индонезию отряда кораблей ТОФ - крейсера “Сенявин”, эскадренных миноносцев “Выдержанный” и “Возбужденный” в ноябре 1959 года правительством этой страны было принято решение о закупке более 50 боевых кораблей и судов советского производства, в том числе пяти сторожевых кораблей проектов “30 бис” и “31”, восьми сторожевиков проекта “50”, девяти ракетных катеров класса “Комар”, 12 дизельных подводных лодок различных проектов, нескольких тральщиков и вспомогательных судов. Помимо этого в СССР закупались ракеты, артиллерия, средства противовоздушной обороны и боеприпасы.

Стабильным деловым партнером сначала Советского Союза, а затем и России была Индия. В настоящий момент примерно 50 процентов ударного состава военно-морских сил этой страны составляют боевые корабли и подводные лодки, закупленные в разные годы в СССР или России. В их числе девять подводных лодок проекта “877 ЭМ”, более известных под именем “Варшавянка”, шесть подводных лодок проекта “641”, пять больших противолодочных кораблей проекта “61 МР”, пять фрегатов класса “Petya”, четыре ракетных катера класса “Pauk” и пять катеров класса “Tarantul”.

Во многом эти азиатские рынки были завоеваны благодаря морякам Тихоокеанского флота, которые за последние 40 лет - с 1956 по 1995 год - совершили 63 визита на 128 боевых кораблях, большая часть из которых - авианосные и артиллерийские крейсера, эсминцы, большие противолодочные и сторожевые корабли и подводные лодки.

Рынки вооружений АТР пустоты не терпят

К сожалению, Россия рынки вооружений стран АТР теряет. В настоящий момент в составе военно-морского флота Индонезии нет ни одного боевого корабля российского производства - рынок заняли более расторопные американцы, немцы и голландцы. Россия теряет рынок вооружений Вьетнама. Последний боевой корабль - фрегат класса “Petya” - правительство этой страны закупило в Советском Союзе еще в 1986 году. Настораживающим выглядит и факт закупки Индией четырех новейших дизельных подводных лодок немецкого производства. К слову сказать, в эту страну боевые корабли Тихоокеанского флота нанесли десять визитов, последний из которых состоялся в 1991 году. Увы, намеченный на август 1998 года визит отряда российских кораблей в эту страну был отменен по все тем же экономическим причинам. И это при том, что Индия - наш стратегический партнер, заинтересованный в покупке российского оружия.

Впрочем, рынок вооружений Юго-Восточной Азии для России, как считают специалисты, еще не потерян. Об этом говорит закупка Китаем эскадренного миноносца проекта “956”. При этом примечательно, что окончательный контракт был подписан после посещения отрядом кораблей ТОФ (в числе которых был и однотипный проданному эсминец) Шанхая в начале октября прошлого года, то есть по сути после того, как Россия показала, что называется, товар лицом.

Рынок вооружений АТР для России еще не потерян. Здесь имеется большой интерес к покупке наших подводных лодок, самолетов, средств противовоздушной обороны. Но завоевывать рынок и удерживать на нем свои позиции можно, лишь сохраняя и поддерживая авторитет великой морской державы, демонстрируя свое присутствие в регионе.

Придет ли конец “континентальному мышлению”?

Прихода России в регионе ждут с нетерпением. Россия же пока предпочитает слова делам. Но ведь непреложный факт, что всякие благие намерения должны подкрепляться именно конкретными шагами.

В силу ряда объективных причин, прежде всего экономического характера, о военном присутствии России в регионе говорить достаточно сложно. Отсутствие средств не позволяет нам держать в Юго-Восточной Азии мощную группировку кораблей. Тем не менее многие специалисты сходятся во мнении, что на нынешнем этапе Россия вполне могла бы ограничиться демонстрацией пусть не военного присутствия, но хотя бы своего флага. В отличие от нас это хорошо понимают американцы. Ведь неспроста до известных событий каждый год для празднования Дня независимости США во Владивосток приходили боевые корабли Соединенных Штатов....

Увы, последние события, в том числе и связанные с отменой ряда визитов боевых кораблей Тихоокеанского флота и сворачиванием программ международного сотрудничества в регионе, отнюдь не служат поднятию авторитета России в АТР. При этом любопытно, что в странах, куда заходили в последние годы с деловыми и рабочими визитами российские корабли, их визитам придают большее значение, чем у нас. России открывают дверь в АТР - наиболее перспективный регион планеты, приглашают к сотрудничеству, признавая великой державой, чье присутствие могло бы стать стабилизирующим фактором в Юго-Восточной Азии. Мы же, в свою очередь, предложенную нишу занимать не спешим.

Большинство специалистов связывают это лишь с одним фактором - “континентальным”, как они его называют, мышлением наших руководителей и как следствие - недооцениванием роли флота в решении вопросов геополитики. Да, существенные перемены в российском истеблишменте оставляют надежду на возможное изменение отношения к роли флота. То внимание, которое было уделено в ходе визита на Дальний Восток именно Тихоокеанскому флоту - напомним, Путин провел на боевом корабле в море более 12 часов, - безусловно, факт, который не может не радовать. Не менее значимо выглядят и заявления руководителя правительства и главного претендента на президентство о необходимости пересмотра места флота в новой российской военной доктрине.

В оценке сказанного мнения экспертов расходятся. Оптимисты называют это событие знаковым и выражают надежды на реальные изменения в понимании политическим руководством страны места флота в современной политике. Пессимисты же, напротив, заявляют, что подобные действия и высказывания премьера - не что иное, как предвыборный трюк. Они считают, что Владимир Путин, начавший по большому счету еще тогда избирательную гонку, сознательно пошел на этот шаг в надежде заручиться поддержкой военных и патриотически настроенных слоев населения на выборах. Они заявляют, что Владимир Путин забудет о данных обещаниях уже на следующий день после объявления результатов голосования.

Кто прав - покажет время. Пока же доподлинно известно лишь одно. В то время, пока политики упражняются в дискуссиях на тему: быть или не быть России великой державой? -наша страна теряет не только свои с трудом завоеванные позиции в важнейшем регионе, но имидж серьезного стратегического партнера.

Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"