Перед льготой все равны

Завтра в 24.00 отменяются все таможенные льготы в размере 0,3 ЭКЮ (ЕВРО) для физических лиц, ввозящих в Россию из-за рубежа транспортные средства. В полночь истекает срок приема заявлений на оформление льготных автомобилей. Причем любые уважительные причины, помешавшие своевременно приобрести машину, не будут приниматься во внимание.

14 янв. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №719 от 14 янв. 2000

Завтра в 24.00 отменяются все таможенные льготы в размере 0,3 ЭКЮ (ЕВРО) для физических лиц, ввозящих в Россию из-за рубежа транспортные средства. В полночь истекает срок приема заявлений на оформление льготных автомобилей. Причем любые уважительные причины, помешавшие своевременно приобрести машину, не будут приниматься во внимание.

Официально такое решение касается членов экипажей рыболовецких, морских торговых (только специалистов, отвечающих за жизнеобеспечение теплоходов) и воздушных судов, дипкурьеров, временно находящихся за границей более шести месяцев. За исключением дипломатических сотрудников все остальные категории работников в Приморье тесно связаны с этой льготой. С многими тысячами приморских рыбаков и моряков торгового флота все понятно, но даже наши летчики и бортмеханики из компании “Владивосток Авиа” подолгу трудятся на отечественных вертолетах в странах Карибского бассейна, Юго-Восточной Азии и Океании. А есть еще военные моряки Тихоокеанского флота, подолгу уходящие на боевые дежурства в море или находящиеся в командировке на той же базе Камрань на территории Вьетнама.

Однако на самом деле предоставляемыми льготами пользовались в подавляющей массе совсем другие люди. Под 0,3 ЭКЮ ввозились дорогостоящие машины представительского класса или джипы, на которых по нашим дорогам ездят вовсе не моряки и рыбаки. Это, по аналитическим данным таможенных органов и инспекции по безопасности дорожного движения, представители коммерческих структур, высший чиновничий аппарат и криминальные элементы. Среди моряков и рыбаков на шикарных иномарках ездят лишь капитаны судов, старшие помощники и механики. Вот и получается, что льготой могли пользоваться только очень обеспеченные люди, те, которые в первую очередь и должны были платить пошлины и налоги. Рядовые моряки и младший командный состав довольствовались продажей заработанных льгот и получали за это от 400 до 600 американских долларов.

Не умаляя специфику работы десятков тысяч моряков и рыбаков, тяжелые условия труда, длительную оторванность от дома, замкнутое пространство, все же надо сказать, что они находились в привилегированном положении по отношению к десяткам миллионов всех остальных россиян. Обычные люди покупали импортные транспортные средства с полной выплатой всех таможенных пошлин, акцизов и сборов.

Таможенные органы на местах постоянно сообщали в правительство и Государственный таможенный комитет о таком неравноправии и утерянных средствах. Недопоступление в федеральный бюджет исчисляется огромными суммами. В конце концов кабинет министров Российской Федерации оценил обстановку и минувшим летом принял постановление “Об утверждении положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу РФ”. В числе прочего оно регламентировало порядок оформления транспортных средств, ввозимых из-за рубежа физическими лицами для личного пользования.

Более того, первоначально планировалось, что документ заработает уже 15 июля. Однако затем правительство решило сделать уступку труженикам моря - ведь не все могли в тот момент находиться на берегу, набрать необходимый срок - шесть месяцев работы в чужих или нейтральных водах, своевременно купить машину. Поэтому людям дали отсрочку на полгода.

И она себя оправдала, считает заместитель начальника Владивостокской таможни Сергей Ерошенко. Если в 1998 году из 32 с небольшим тысяч ввезенных иномарок лишь каждая пятнадцатая машина оформлялась в льготном режиме, то в минувшем году, хоть и привезли всего 11 с лишним тысяч автомобилей, число джипов и легковушек под 0,3 ЭКЮ превысило предыдущий показатель. Это означает, что общий спрос на иномарки снизился в три раза, а подавляющее большинство льготников сумело воспользоваться своими правами.

Теперь для всех без исключения вводятся единые таможенные ставки. На общем фоне платежей они также считаются льготными, хотя и не в прежнем размере. За доставленные на территорию России автомобили с объемом двигателя до 2500 куб. см включительно действуют пошлины в размере 0,85 ЕВРО за 1 куб. см. Если объем двигателя превышает установленный размер, то платить придется 1,4 ЕВРО за 1 куб. см. В случаях пересылки транспортного средства или при ввозе более одной автомашины указанные ставки не применяются.

При перемещении физическими лицами через таможенную границу России автомобилей, предназначенных для коммерческой деятельности, а также в случае отказа человека от упрощенного льготного порядка (то есть использования вышеуказанных ставок) применяется общий порядок налогообложения и таможенного оформления, предусмотренный для участников внешнеэкономической деятельности.

Если провозятся новые автомобили, с момента выпуска которых на день подачи деклараций прошло три года и менее, независимо от величины пробега, то взимается совокупный таможенный платеж, эквивалентный сумме таможенных пошлин и налогов. Это таможенная пошлина, акциз, НДС, сборы за таможенное оформление.

Главный инспектор отдела организации таможенного оформления и таможенного контроля ДВТУ Елена Красавина считает, что с введением упрощенного льготного порядка и единой ставки таможенных пошлин физическим лицам выгоднее приобретать более новые автомобили, так как размер пошлины зависит только от объема двигателя. Вместе с тем анализ расчета платежей показывает, что при покупке старой иномарки - до 1992 года выпуска - в некоторых случаях выгоднее будет привезти машину, отказавшись от упрощенного льготного порядка оформления (то есть от применения ставок 0,85 или 1,4 ЕВРО).

Например, размер таможенного платежа по упрощенной льготной ставке (0,85 ЕВРО) за “японку” 1991 года выпуска с движком 2446 куб. см составит примерно 1250 долларов США, а сумма таможенного платежа за такую же машину, оформляемую в общем порядке, составит порядка 1920 американских долларов. Или другой пример. Таможенные платежи по льготной ставке (1,4 ЕВРО) за иномарку 1990 года выпуска с объемом двигателя 2988 куб. см превысят 4300 долларов США, а таможенные платежи в общем порядке не дотянут до 2500 американских долларов. Так что теперь человек волен сам выбирать, по какой схеме ему выгоднее рассчитаться с государством.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Василий Федорченко (фото) "Владивосток"