Обледенение 2000

Такова уж традиция: Новый год приходит в бесснежный, но продутый ветрами и выстывший Владивосток. Восстанавливая справедливость, небесная канцелярия расписала снегопад для юга Приморья только на 2 января. Пуржило с перерывами сутки. И можно вспомнить красивое слово “сугроб” – кое-где их намело. Каникулярная публика в восторге - санки, лыжи, коньки…

6 янв. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №715 от 6 янв. 2000

Такова уж традиция: Новый год приходит в бесснежный, но продутый ветрами и выстывший Владивосток. Восстанавливая справедливость, небесная канцелярия расписала снегопад для юга Приморья только на 2 января. Пуржило с перерывами сутки. И можно вспомнить красивое слово “сугроб” – кое-где их намело. Каникулярная публика в восторге - санки, лыжи, коньки…

Укатались крутые горки

Кому радость, а кому беда! К счастью, для тех, кто по дорогам ездит, и тех, кто эти дороги чистит, снегопад пришелся на выходные дни, что, однако, особенно не спасает.

В администрации города стал действовать штаб по “ликвидации последствий стихии” (у нас любая поземка – бедствие!), но до введения чрезвычайного положения дело не дошло. Очистительная техника была заметна - и днем (68 единиц), и ночью (46 единиц). Снег гребли, мели, засыпали песком с солью, грейдерили, но окончательная победа, очевидно, наступит только с весной, хотя время для настоящего триумфа все-таки было, благо, большинство автомобилей отдыхало в гаражах и на стоянках. Однако в центре Владивостока механизированным дворникам мешали стоявшие на обочинах машины, на которых чадолюбивые родители привозили детишек на всевозможные утренники и новогодние елки. Ночью тоже что-то мешало, видимо, банкеты в ночных клубах…

Для полной иллюзии боеспособности борцов со снегом к дежурству на наиболее сложных участках дорог были призваны четыре бронетранспортера соединения морской пехоты ТОФ, два из которых находились на Седанкинском перевале.

Власть считает, что город прекрасно справился с прошедшим снегопадом. Недопонимающие водители думают иначе. Да, ведущие магистрали были очищены от снега, но сплошь и рядом, даже на основных транспортных артериях, встречаются многометровые наледи или снежные накаты. Их уже “отглянцевали” колеса множества автомобилей. Любая неосторожность на таких участках гарантирует аварию. Еще хуже обстоят дела на второстепенных направлениях. Здесь в лучшем случае пробиты направления среди сугробов, множество улочек и вовсе остались бесхозными. Заезды и съезды на сопках напоминают ледовые горки для катания на санках. Если число дорожно-транспортных происшествий и не увеличилось, то только потому, что машин на дорогах заметно поубавилось.

Доложим и о хорошем. Муниципальный транспорт функционировал на линиях по расписанию, хотя и был увеличен интервал движения. Позже других удалось освободить от снега дороги до Горностая и на дальних направлениях в Первомайском районе, поэтому там наблюдались перебои с движением общественного транспорта. Меньше обычного находилось на маршрутах автобусов от коммерческих структур, но Юрий Копылов грозился наказать нерадивые частные фирмы. Из-за штормового предупреждения после праздников временно не выходили в море катера и паромы “Владморпасса”. До середины дня 3 января был закрыт аэропорт, пока не расчистили взлетно-посадочную полосу.

Еще до конца не убран новогодний снег, а синоптики Приморского гидрометцентра обещают новые осадки в ночь перед Рождеством. Причем снегопад может оказаться обильнее. Хотелось бы, чтобы не как “снег на голову”…

Мороз под Рождество

Стынущих по квартирам горожан хотелось бы согреть улыбкой. Есть анекдот про белых медведей, но похоже, что он про нас. Медвежонок на Северном полюсе спрашивает маму, не было ли в генеалогии семьи каких-либо несанкционированных ответвлений с участием бурых или гималайских медведей, а то и каких-нибудь гризли, обитающих в более благоприятных климатических условиях. Мама строго отвечает, что ничего подобного в роду никогда не могло произойти, и медвежонок в отчаянии спрашивает: "Мама, ну почему я тогда так сильно мерзну?!"

Помимо снегопада на Владивосток обрушилась череда аварий в энерго- и теплоснабжении. 4 января произошла авария на ЛЭП-110. В районе улицы Стрелочной упал на землю оборванный провод, и в середине дня без света оказались жилые кварталы на большей части Фрунзенского, Ленинского и Первореченского районов. Вторая волна отключений света пришлась на эти же районы с 16 до 20 часов.

Отсутствие электричества сразу же сказалось на работе насосных подстанций и бойлерных. В 12.50 перестала поступать электроэнергия на Владивостокскую ТЭЦ-1. И хотя в 12.58 станцию включили по временной схеме, теплоэлектроцентраль остановилась, поскольку пришлось отключить сетевые насосы и оборудование. В центральной части города прекратилась подача тепла. Все-таки ближе к вечеру героическими усилиями горячее водоснабжение и отопление было запущено вновь.

В ночь со вторника на среду Владивосток придавило сибирским холодком. Столбик термометра опустился до отметки в минус 19 градусов при сильном северном ветре. Вот тут бы и поднять параметры на ведущих котельных. Однако вместо положенных при таком холоде 100-110 градусов по Цельсию на выходе от Владивостокской ТЭЦ-1, котельных "Вторая Речка" и "Северная" температура не поднималась выше плюс 55 градусов. Сразу же в квартирах горожан стало невесело. Лишь Владивостокская ТЭЦ-2 и мелкие кочегарки на угле, ведомственные котельные поддерживали необходимое тепло.

Как сообщил "В" директор предприятия тепловых сетей "Дальэнерго" Борис Лебединец, лимит тепла вызван только острым дефицитом жидкого топлива. На вчерашнее утро на складах ТЭЦ-1 оставался 3-суточный запас (при заниженных параметрах), а в хранилищах "Второй Речки" и "Северной" топочного мазута хватит лишь на шесть суток работы в столь ограниченном режиме.

Хуже всего то, что на пути к Владивостоку находится всего один эшелон с жидким топливом из Ангарска. Этих 3 тысяч тонн мазута хватит еще на трое суток. А потом все - провал. До сих пор не отгружена уже оплаченная продукция на Саратовском и Ачинском нефтеперерабатывающих заводах. Но даже если железнодорожные составы уже сегодня отправятся в путь, им понадобится не менее 20 и 10 суток на дорогу. Видимо, энергетикам придется переходить на режим строжайшей экономии и нагревать воду только до минимального уровня, дабы не разморозить сети и системы.

Городская администрация и компания "Дальэнерго" винят в случившемся друг друга. Исполнительная власть напирает на то, что основная часть мазута для нынешнего осенне-зимнего периода закуплена муниципалитетом. И это в самом деле так. Однако долг у бюджетных организаций Владивостока за полученное тепло в 1999 году (без учета декабря) перед "Дальэнерго" составляет 71 миллион рублей, отметил Борис Лебединец. На эти деньги можно купить 28 тысяч тонн жидкого топлива (в среднем по 2,5 тысячи рублей за тонну) и спокойно отапливать город в течение полутора месяцев.

А пока стороны жарко выясняют отношения, во Владивостоке становится все холоднее и холоднее. И хочется по-медвежьи невежливо, не вникая в тонкости, где-то даже рыча, спросить: "Юрий Михалыч, ну почему нам так холодно?!"

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"