Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Экономика, финансы

“Черная дыра”... в Охотском море или в нашем сознании?

Страсти вокруг российской границы исключительной экономической зоны в дальневосточных морях если и не являются предметом повседневного внимания со стороны владивостокского обывателя, то к обсуждению этой темы его в течение уже многих лет пытаются привлечь некоторые местные средства массовой информации. При этом авторы публикаций пускаются во все тяжкие, с тем чтобы подать эту тему обязательно в конфронтационном аспекте, не задумываясь над тем, что проблема носит международный характер. Им или невдомек, или они пренебрегают тем фактом, что во Владивостоке аккредитованы многочисленные консульства, зарубежные представительства, в обязанности которых входит в том числе и анализ газетных публикаций, и выработка рекомендаций своим правительствам в той части, которая касается их реальных шагов в развитии экономических и иных связей с нами.

Страсти вокруг российской границы исключительной экономической зоны в дальневосточных морях если и не являются предметом повседневного внимания со стороны владивостокского обывателя, то к обсуждению этой темы его в течение уже многих лет пытаются привлечь некоторые местные средства массовой информации. При этом авторы публикаций пускаются во все тяжкие, с тем чтобы подать эту тему обязательно в конфронтационном аспекте, не задумываясь над тем, что проблема носит международный характер. Им или невдомек, или они пренебрегают тем фактом, что во Владивостоке аккредитованы многочисленные консульства, зарубежные представительства, в обязанности которых входит в том числе и анализ газетных публикаций, и выработка рекомендаций своим правительствам в той части, которая касается их реальных шагов в развитии экономических и иных связей с нами.

Знакомясь с публикациями, касающимися затронутой проблемы, прихожу к выводу, что их характер, пути подхода к решению затронутой проблемы, вероятнее всего, послужат основанием для того, чтобы составить о нас мнение как о далеко не цивилизованной части человеческого сообщества. Одна терминология, употребляемая в этих статьях, чего стоит: “Правительство России и МИД России в своих гневных (?) отписках...”, “Дальрыбинформцентр” совместно со специалистами ДВО РАН, ДВГАЭУ и других заинтересованных организаций стали (?) тщательно изучать эти самые пресловутые (?) международное право и мировой опыт”. Каково? Или: “...а мы вас по-русски, всей толпой...” Это в международных-то отношениях! Хороши же мы, что с таким менталитетом хотим интегрироваться в цивилизованное сообщество.

Ну а теперь по сути вопроса. Опасения вызывает бесконтрольный вылов рыбных ресурсов в дальневосточных морях. При этом акцент делается на хищнический лов иностранными судами в наших якобы водах. Уж раз авторы утверждают, что они тщательно изучали вместе с уважаемыми организациями “пресловутое международное право и мировой опыт”, попытаемся и мы с вами подобное сделать.

Что такое “исключительная экономическая зона”? В международной конвенции “О морском праве” этому понятию дается следующее определение: “Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающей к нему...”, то есть за пределами национальной юрисдикции.

Далее. В этом районе устанавливается “особый правовой режим, согласно которому права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других государств регулируются положениями настоящей конвенции”.

Следующее за этим одно из положений конвенции недвусмысленно устанавливает, что “ширина исключительно экономической зоны не должна превышать 200 морских миль”. За пределами этого района простирается так называемое открытое море, в отношении которого конвенция твердо устанавливает: “Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету”. Вместе с тем конвенция “О морском праве” подтверждает права всех государств при использовании пространств “открытого моря” так же, как и при использовании района “исключительной экономической зоны” для мирных целей, в том числе таких, как свобода судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и т. д., в том числе свобода рыболовства при соблюдении отдельных положений, касающихся этого вопроса в данной конвенции, механизм исполнения которых также четко прописан в ней.

Так в чем же дело? Из-за чего весь сыр-бор? Весь вопрос, по-моему, в том, что многие еще не усвоили новую роль государства в новых условиях жизни, к которым мы переходим в наше время. В конвенции эта роль в поднятой проблеме озвучена следующим образом: “Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет юрисдикцию в отношении... защиты и сохранения морской среды, в том числе и сохранение живых ресурсов, при этом содействуя цели оптимального их использования без ущерба для их сохранения”.

Ведь раньше-то у нас как было? Государство само владело, само защищало, само сохраняло и само добывало. На практике это часто было несовместимо, связывало руки отраслям, “охраняющим” живую среду распоряжениями отраслей добывающих, выполняющих государственные планы. Сейчас государство по идее освобождено от необходимости добывать живые ресурсы моря. Их добывают частные компании. Да добывают так, что брызги летят, несмотря на то, что идут повсеместно стоны о загубленной рыбной отрасли. Совершенно очевидно: пока не загубили ресурсы - рыбная отрасль в стране существовать будет и будет процветать. А вот если загубим живые ресурсы моря, то уж... А вот эту обязанность наше государство как раз и не исполняет так, как следовало бы в соответствии с той же конвенцией. Что в общем-то так или иначе подтверждают и авторы статей. И если “прирастет” к нашей исключительной зоне вопреки всем международным договоренностям еще и все остальное пространство “открытого моря”, то мы, то есть государство, тем более не справимся с задачей сохранения живых ресурсов моря.

Так вот об этом и следует сейчас печалиться и искать выход из создавшегося положения. Опять же как выполнить государству эту задачу, если посылаемые им контролеры - взяточники и готовы за “зеленые” продать как своим, так и чужим богатства Охотского моря да и остальных вкупе с ним? И конвенция есть, и закон есть, а воры и в ус не дуют. А частные предприниматели что? Они, если за ними не будет государственного контроля, в любых условиях будут мошенниками, и их ничем не перевоспитаешь. А потому, чтобы закрыть “черную дыру” в наших морях, необходимо закрыть “черную дыру” в сознании нашей государственной власти, и все само собой встанет на место. С чего надо начинать? По-моему, с повышения надзора органами прокуратуры за исполнением законодательства.

Автор : Олег ВЛАДИМИРСКИЙ, член правления Дальневосточной ассоциации морских капитанов, специально для "В"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Федеральная комиссия подтверждает заинтересованность Арбитражного суда Приморья в банкротстве “Востоктрансфлота”

Генеральная прокуратура Российской Федерации и Высший арбитражный суд России должны рассмотреть вопрос о возможном прекращении процедуры банкротства судоходной компании “Востоктрансфлот”. Как сообщил департамент прессы и информации администрации края, к такому выводу пришла межведомственная комиссия, направленная во Владивосток премьером Владимиром Путиным по просьбе губернатора края Евгения Наздратенко для изучения ситуации, сложившейся в “Востоктрансфлоте”.

Турист пойдет на север

В ассоциации экономического взаимодействия “Северное Приморье” завершена работа над созданием концепции развития туризма в районах содружества. Об этом сообщил председатель координационного совета “СП” Виктор Косенко.

“Черная дыра”... в Охотском море или в нашем сознании?

Страсти вокруг российской границы исключительной экономической зоны в дальневосточных морях если и не являются предметом повседневного внимания со стороны владивостокского обывателя, то к обсуждению этой темы его в течение уже многих лет пытаются привлечь некоторые местные средства массовой информации. При этом авторы публикаций пускаются во все тяжкие, с тем чтобы подать эту тему обязательно в конфронтационном аспекте, не задумываясь над тем, что проблема носит международный характер. Им или невдомек, или они пренебрегают тем фактом, что во Владивостоке аккредитованы многочисленные консульства, зарубежные представительства, в обязанности которых входит в том числе и анализ газетных публикаций, и выработка рекомендаций своим правительствам в той части, которая касается их реальных шагов в развитии экономических и иных связей с нами.

“Короткое плечо” для транзитных грузов

В минувшем году из Китая на грузовых автомобилях по дорогам Приморья перевезено из приграничных китайских городов до портов на юге края 750 20-футовых контейнеров. Это так называемая разведка боем - соседи решили оценить все преимущества “короткого плеча”, определить выгоду во времени и средствах. Новое направление им пришлось по душе, поскольку поступают новые заявки от соседей.

«Мертвым деньгам» возвращают жизнь

По решению министерства по налогам и сборам начинается новый виток борьбы с торговлей “мертвыми деньгами”. Тотальные налоговые проверки с привлечением правоохранительных органов начнутся с января 2000 года и будут вестись в отношении тех организаций, которые специально проводили свои платежи в бюджет через проблемные банки. Предполагается, что руководители таких фирм будут привлекаться к уголовной ответственности.

Последние номера