Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Политика

Некоторые уроки избирательной кампании-99

Вечером 20 декабря завершилось очередное предвыборное сражение, за ходом которого вся страна с интересом или раздражением наблюдала последние полгода. Избиратели, все это время игравшие роль зрителей, получили наконец возможность сказать свое слово, и их мнение определило исход битвы. О последствиях сделанного выбора сейчас можно только догадываться. А пока победители разливают шампанское и строят грандиозные планы, неудачники подсчитывают убытки и подыскивают достойное оправдание своему провалу.

Вечером 20 декабря завершилось очередное предвыборное сражение, за ходом которого вся страна с интересом или раздражением наблюдала последние полгода. Избиратели, все это время игравшие роль зрителей, получили наконец возможность сказать свое слово, и их мнение определило исход битвы. О последствиях сделанного выбора сейчас можно только догадываться. А пока победители разливают шампанское и строят грандиозные планы, неудачники подсчитывают убытки и подыскивают достойное оправдание своему провалу.

Технологии...


Убедительная победа Е. Наздратенко на губернаторских выборах 1999 г. вновь подтвердила отчетливую закономерность ряда последних лет - народ устал от политических передряг, от бесконечной смены правительств в центре и хочет, по меньшей мере, стабильности и спокойствия хотя бы там, где он живет. Подтвердилось и то, что на местах люди связывают свою веру в лучшее будущее с сильным лидером, каковым, несомненно, является Наздратенко. В отличие от ряда других губернаторов, таких, как, например, Прусак - Новгородская область, Россель - Свердловская область, Полежаев - Омская область, перенесших губернаторские выборы с лютого декабря на конец теплого лета, при полном, что называется, непротивлении областных дум (это к вопросу о диктатуре), Наздратенко принял бой в невыгодных погодных условиях жестокой приморской зимы и победил. Его победа тем более показательна, что она достигнута в непростых социально-экономических условиях, на фоне активной, мягко говоря, контрпропаганды со стороны ведущих оппонентов, переборов с внешней рекламой и неуклюжих телодвижений якобы сочувствующих ему фигур из ближайшего окружения. Стоит подчеркнуть справедливость народной мудрости о том, что услужливый дурак опаснее врага.

Победа Наздратенко, уже несколько лет подряд регулярно входящего в рейтинг “Независимой газеты” “100 ведущих политиков России”, несомненно увеличит его и без того значительный политический вес. Твердо можно утверждать, что будущий президент России, кем бы он ни был, будет вынужден искать поддержку такого регионального лидера.

Губернаторские выборы в Приморье подтвердили, что в основе победы лежит правильно выбранная тактика. Ставка на пропаганду, на информационных убийц типа Доренко оказалась битой. Это, кстати, подтвердили и выборы мэра Москвы. На местах реальное дело оказалось сильней пропаганды, какой бы изощренной она ни была. Любопытное дополнение к этому тезису: подписная кампания на местные издания, совпавшая с предвыборной, показала, что газеты информационного направления, избравшие сдержанную тональность, сохранили или увеличили свои тиражи (“Владивосток”, “КП во Владивостоке”, “МК во Владивостоке”), а газеты пропагандистского стиля подписку на 2000 год серьезно проиграли.

Во многом Наздратенко помогла опора на конкретных людей. Именно они дали дополнительные голоса на выборах действующему губернатору. Истинные творцы победы Наздратенко - это агитаторы и активисты малых и больших городов и сел, прошедшие от двери к двери, от человека к человеку, и именно они могут гордиться сегодня эффективностью своей работы.

Выборы показали, что к ним надо готовиться заранее, начиная со дня оглашения результатов предыдущих выборов, то есть за четыре года. Оппозиция проиграла самые главные выборы в регионе, потому что оказалась не готовой к ним. Ставка на заезжих московских имиджмейкеров-гастролеров оказалась также ошибочной. Их деятельность, строящаяся по принципу: мы люди не местные, и “после нас хоть потоп”, помноженная на традиционное московское чванство, в том числе и по отношению к своему клиенту, временами заставляла задуматься, а на кого они работают. Перечень грубых ошибок, допущенных ими, тянет на целый трактат. В конечном же счете, проворонив все что можно, оппозиция должна предъявлять претензии только себе.

Наконец выборы в Приморском крае подтвердили базовые заповеди знаменитого “создателя президентов” Жака Сегелы:

Голосуют за человека,

а не за партию.

Голосуют за идею,

а не за идеологию.

Голосуют за будущее,

а не за прошлое.

Голосуют за человека-легенду,

а не за посредственность.

Голосуют за победителя, а не за неудачника.

Мы понимаем, что сказанное выше не понравится проигравшей стороне.

Рекомендуем вспомнить Макиавелли, без которого не обходится сегодня ни одна политическая кампания: “Начало мудрости - в признании фактов”. Факты есть.

Будем мудрыми.

...и средства


Один из известных американских политиков, спикер палаты представителей конгресса США Томас О’Нейл однажды сказал: “Существует четыре элемента любой кампании. Это кандидат, его программа, организация для проведения кампании и деньги. Без денег вы можете забыть о трех остальных”. В этих словах есть определенный резон. Действительно, деньги являются универсальным ресурсом, который может быть использован и для создания организации, и для исправления имиджа кандидата, и для обеспечения его известности.

Тем не менее общераспространенное мнение о решающей роли в избирательной кампании денежных средств, как свидетельствуют только что завершившиеся выборы, выглядит несколько преувеличенным. Устойчиво высокая избирательная поддержка КПРФ никак не связана с величиной затрат коммунистов на предвыборные кампании. Недвусмысленно свидетельствует о недостаточности только этого ресурса поражение на выборах мэра Москвы П. П. Бородина, далеко не самого бедного из претендентов на этот пост. Разница в расходах на избирательную кампанию Е. И. Наздратенко и А. Д. Кириличева, исходя из официально опубликованных данных, не столь велика, как разница полученных ими голосов.

Наконец, кандидаты в депутаты ГД Г. В. Кучеренко и В. В. Ширшиков, затратив из избирательного фонда соответственно 499.425 руб. и 409.164 руб., получили меньше голосов, чем Г. Г. Дубовик, расходы которой составили 83.490 руб. Важнее, оказывается, не количество средств, а умение их эффективно использовать. И добиваться нужного результата с минимумом затрат.

Еще более важным условием успешной избирательной кампании является способность кандидата, партии, блока использовать для достижения победы все остальные ресурсы, которые иногда могут компенсировать даже недостаток финансовых средств. В частности, весьма убедительная победа на выборах губернатора Приморского края Е. И. Наздратенко во многом объясняется умелой организацией избирательной кампании, гораздо более эффективной, чем это сделал любой из его соперников. Объявление о создании “Движения в поддержку Е. И. Наздратенко на выборах губернатора Приморского края” вызвало в свое время прохладную реакцию в местных СМИ, оппозиционные газеты отозвались на это событие открыто ироничными комментариями. И совершенно напрасно. Журналисты и не подозревали, что им было представлено одно из самых эффективных орудий губернаторской избирательной кампании.

Благодаря этому движению кандидату удалось донести без искажений всю необходимую информацию о себе, о своей работе и своих позициях. Живое слово и непосредственный контакт оказались более действенными средствами убеждения, нежели другие техники работы в избирательных кампаниях. Здесь же, вероятно, следует искать и истоки высокой электоральной поддержки в Приморье нового избирательного блока “Единство”, одним из инициаторов создания которого являлся приморский губернатор.

И, наконец, последнее. Судя по реакции избирателей на последних выборах, традиция тотальной критики и огульного отрицания окончательно утрачивает свое значение в отечественной политике. Наиболее дальновидные и опытные политики, почувствовав это, стали перекладывать “грязную” политическую работу на СМИ и в первую очередь на телевидение.

И это не могло не сказаться на результатах голосования, подтвердивших, что большинство граждан все более внимательно прислушивается к конструктивным предложениям политиков. И неважно, представлены они в форме программных документов (как “ЯБЛоко” или СПС) или в виде практических шагов, предпринимаемых действующими губернаторами и мэрами. Даже КПРФ сочла необходимым отказаться в своей предвыборной тактике от огульной критики “преступного режима”, окончательно превратившись в партию системной оппозиции.

Если говорить о губернаторских выборах в Приморье, то очевидно, что чрезмерный критицизм соперников действующего губернатора и попытки нагнетания атмосферы напоминаниями о 1937 годе не нашли отклика у избирателей. Это свидетельствует о том, что большинство российских граждан все больше оценивает окружающую обстановку и призывы политиков, опираясь на собственное восприятие жизни, а не на виртуальные образы.

Автор : Сергей ПЕСЦОВ, политолог, кандидат философских наук, Александр СМИРНОВ, политолог

comments powered by Disqus
В этом номере:
В Новом году в новом доме

Мало кто из нас не вспоминает с ностальгией былые советские времена. Были, конечно, известные заданность и лукавство в миллионных комбайнах или рекордных выплавках стали непременно к съезду, юбилею генсека или концу года. Но если отбросить идеологическую шелуху, радость от события все равно остается. И человеку, получившему ордер и ключи от новенькой квартиры, глубоко наплевать, что трубят в газетах об успехах социалистического строительства.

Ген радости для человечества изобрел “Уссурийский бальзам”

...Требовалось чем-то удивить, поразить. Задача была не из простых. Искомое “нечто” должно было быть компактным, оригинальным и притом - отечественного производства. Через неделю стало ясно: моя затея отправить друзьям в Париж чисто владивостокский сувенир терпела фиаско. В фирменный магазин “Уссурийский бальзам” зашла уже скорее от отчаяния. И вдруг - о, чудо! - тот самый подарок, что и французов сразит вне всякого сомнения! “Звезда Бохай” сияла красочностью упаковки - золото лучей притягивало взгляд. Пока рассматривала необычной формы бутылку с загадочным корнем, возле меня быстро организовалась небольшая группа знатоков.

В ЖЭУ - без долговой расписки

Администрация Владивостока отменила свое постановление от 15 сентября, согласно которому специалисты учетно-паспортного сектора в ЖЭУ принимали и соответственно выдавали нужные гражданам документы только “при наличии справки о незадолженности по квартирной плате и плате за коммунальные услуги”.

“Лакомка” теперь еще и в центре

Завтра в центре Владивостока, в здании “Приморгражданпроекта”, открывается еще один новый фирменный магазин ООО “Хлебный дом” ОАО “Владхлеб”. Это филиал известного всему краевому центру магазина “Лакомка”.

Философы отметили именины

На днях ДВГУ отметил пятилетие философского отделения факультета истории и философии.

Последние номера