Новый УК РФ на фоне старой уголовной политики России

Политика государства в области борьбы с преступностью (уголовная политика России) находится сейчас в известном смысле на распутье. Нет полной ясности прежде всего в том, в каком направлении и в каких формах пойдет ее дальнейшее развитие. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, не разработана общенациональная программа борьбы с преступностью, создаются лишь отдельные ее фрагменты (например, программа борьбы с организованной преступностью и коррупцией). Во-вторых, далеко еще не завершена судебно-правовая реформа (не приняты до сей поры новые Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы). Наконец, стала встречать все большее сопротивление набравшая было силу тенденция к гуманизации уголовной репрессии.

6 февр. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №71 от 6 февр. 1997

Политика государства в области борьбы с преступностью (уголовная политика России) находится сейчас в известном смысле на распутье. Нет полной ясности прежде всего в том, в каком направлении и в каких формах пойдет ее дальнейшее развитие. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, не разработана общенациональная программа борьбы с преступностью, создаются лишь отдельные ее фрагменты (например, программа борьбы с организованной преступностью и коррупцией). Во-вторых, далеко еще не завершена судебно-правовая реформа (не приняты до сей поры новые Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы). Наконец, стала встречать все большее сопротивление набравшая было силу тенденция к гуманизации уголовной репрессии.

Тем не менее новый УК РФ не только принят, но и введен в действие на всей территории России с января 1997 года. В чем же особенность нового кодекса, какие правовые последствия для граждан России (как законопослушных, так и не очень) влечет за собой принятие этого нормативного акта?

Новый УК призван защитить не государство, а личность

Отметим прежде всего, что это четвертый и, видимо, последний в уходящем столетии Уголовный кодекс России. Предыдущие были приняты в 1922, 1926 и 1960 годах. С точки зрения “социалистического правосознания”, новый кодекс смело можно назвать “контрреволюционным”, ибо его главная отличительная черта и вместе с тем основное предназначение состоит как раз в том, чтобы поставить под защиту уголовного закона отношения, позволяющие перейти-таки России к полноценной рыночной экономике и перерасти в демократическое правовое государство.

Отсюда - и абсолютно новые для нас приоритеты, на которые ориентируется УК РФ 1996 года. Новый УК в иерархии охраняемых ценностей на первое место поставил не государство, а личность, обеспечив первоочередную защиту основных прав и законных интересов граждан в сочетании, разумеется, с защитой и экономики, и государственной власти, и общественной безопасности, и правопорядка. Например, особенная часть УК открывается отныне разделом “Преступления против личности”. Тем самым приоритет в охране отдан признанной во всем цивилизованном мире системе общечеловеческих ценностей.

Не менее яркой чертой нового УК РФ стала четко прослеживающаяся тенденция к дифференциации уголовной ответственности. В качестве инструмента законодатель использовал здесь разделение всех преступлений в зависимости от степени их тяжести и форм вины на четыре категории: преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Совершение преступления той или иной категории будет влечь для виновного наступление целого веера вполне определенных правовых последствий, касающихся ответственности за оконченное и неоконченное преступление, установления рецидива, назначения наказания и освобождения от него, судимости.

Что касается столь часто декларируемой идеи о гуманизации уголовной репрессии, то позиция законодателя, отраженная в новом УК, свидетельствует нередко об обратном. Так, с одной стороны, в ст. 43 УК фиксируется: “Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений”. Однако, если обратиться к такой цели, как “исправление осужденного”, то придется констатировать, что для достижения этой цели, как показывают современные исследования, осужденному в местах лишения свободы надо “потомиться” не более 7, максимум - 10 лет. Оставаясь в зоне за пределами этого срока, он не только не исправляется, но становится уже абсолютно потерянным для общества.

Преступников будут наказывать более жестко

Между тем новый УК РФ для потенциальных клиентов исправительных колоний предусмотрел ряд неприятных сюрпризов. Во-первых, повышен нижний и верхний порог наказания в виде лишения свободы. Отныне этот вид наказания может назначаться на срок от 6 месяцев до 20 лет. Во-вторых, впервые в России введена по сути американская система назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров путем суммирования отдельных наказаний. При этом окончательное наказание в виде лишения свободы может доходить до 25, а в ряде случаев - до 30 лет. Насколько согласуется такая позиция законодателя с провозглашенной им же идеей гуманизации уголовной репрессии?

Не меньше контрастов в подходе законодателя к смертной казни. Если в “ветхозаветном” УК РСФСР 1960 года смертная казнь фигурировала в санкциях 35 статей (и в этом смысле он уступал, пожалуй, лишь Воинским артикулам Петра I, предусматривавшим смертную казнь в 101 случае), в новом УК этот вид наказания подвергся резкому сокращению. Однако полностью не исчез. Смертная казнь сохранена за особо тяжкие преступления, связанные с умышленным посягательством на жизнь человека. Сохраняя смертную казнь как вид наказания, законодатель не мог игнорировать ни реалии современной криминальной России, ни голос общественного мнения в этом вопросе (свыше 80 проц. населения высказываются не только за сохранение смертной казни, но и за ее расширение). В жесткости, а нередко и в жестокости наказания многие видят панацею от всех бед, связанных с неблагоприятным течением преступности. Отсюда - многочисленные предложения граждан о необходимости усиления карательных мер.

В то же время Россия взяла на себя обязательство не позднее чем через 3 года с момента вступления в Совет Европы отменить смертную казнь как таковую, а в ближайшее время - установить мораторий на применение смертной казни по уже вынесенным приговорам. Одним из методов разрешения этого острого противоречия явилось включение в ст. 57 УК РФ 1996 г. положения, согласно которому в качестве альтернативы смертной казни суд может назначить пожизненное лишение свободы. Вряд ли и эту меру безоговорочно можно признать гуманной, особенно если учесть, что российские “смертники” вынуждены будут коротать оставшийся век в условиях, не сравнимых даже с казематами Бастилии.

Новый УК - новые новеллы

Несомненным достоинством нового УК РФ является включение в него ряда новелл, ранее совершенно незнакомых отечественному законодателю. Так, впервые на законодательном уровне решен вопрос выдачи (экстрадиции) преступников. Суть его в том, что граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче иностранному государству. А вот иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству (ст. 13 УК).

Впервые законодатель ограничивает ответственность за неоконченную преступную деятельность. Приготовление наказуемо только к тяжкому и особо тяжкому преступлению (в этом случае размер наказания не может превышать половины максимального срока наиболее строгого вида наказания). За покушение на преступление срок или размер наказания не может превышать 3/4 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания.

Детальной разработке в новом УК подвергся институт соучастия. Соучастие четко подразделено по формам на: совершение преступления группой лиц без предварительного сговора; группой лиц с предварительным сговором; организованной группой лиц; преступным сообществом (преступной организацией).

Исполнение приказа и явка с повинной могут освободить от ответственности

К обстоятельствам, исключающим преступность деяния, помимо традиционных необходимой обороны и крайней необходимости законодатель впервые отнес причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК), физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК), обоснованный риск (ст. 41 УК), исполнение приказа или распоряжения (ст. 41 УК).

Не меньше позитивных изменений можно обнаружить и в разделах “Наказание”, “Освобождение от уголовной ответственности и от наказания”. Претерпела серьезные изменения система наказаний: из нее исчезли такие виды, как увольнение от должности, общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред. Зато появились новые: обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест.

В новой редакции изложен в принятом УК институт деятельного раскаяния. Отныне лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления. В том же ряду находятся такие новые виды освобождения от уголовной ответственности, которые связаны с примирением с потерпевшим, изменением обстановки.

Заработают ли новые статьи?

Но наибольшие изменения коснулись, безусловно, особенной части Уголовного кодекса. В результате жестко проведенной систематизации норм, часть составов преступлений вообще оказалась за бортом нового УК, другая часть - перегруппирована в другие главы, наконец, появились и абсолютно новые составы преступлений. В нынешнем виде особенная часть нового УК состоит из 6 разделов и представлена 19 главами, которые состоят из 256 статей. Помимо классических глав, которые включают в себя в основном традиционный набор составов преступлений, появились в УК РФ и новые главы: “Преступления против семьи и несовершеннолетних” (гл. 20); “Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях” (гл. 23); “Экологические преступления” (гл. 27); “Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта” (гл. 27); “Преступления в сфере коммерческой информации” (гл. 28).

Анализ норм особенной части УК позволяет прийти к выводу, что законодатель преследовал две взаимоисключающие цели: с одной стороны, он стремился сузить круг преступного и уголовно наказуемого за счет изъятия из него ряда составов преступлений и перевода их в разряд административных проступков, с другой стороны, он норовил расширить этот круг путем установления уголовного запрета новых видов и форм антиобщественного поведения. Но если с первой целью он худо-бедно справился (не включив в новый УК главу “Преступления, составляющие пережитки местных обычаев” или декриминализировав такие преступления, как простое хулиганство, изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки, организация азартных игр), то преследуя цель вторую, явно перестарался. Новый УК, на мой взгляд, страдает чрезмерной криминализационной избыточностью. Ясно даже неюристу, что 2/3 норм особенной части нового УК в силу разных причин на практике работать не будут. Норма же уголовного права, запрещающая то или иное деяние под страхом привлечения нарушителя к уголовной ответственности и не применяемая на практике, приносит гораздо больше вреда, чем пользы, ибо порождает у населения иллюзию безнаказанности.

Вот почему, по моим наблюдениям, и законопослушный народ, и шкодливая “братва” одинаково спокойно отреагировали на введение в действие грозного нового УК. Криминалисты точно знают, что применяться в реальной судебной практике будет лишь относительно небольшая часть норм, карающих за так называемое “ядро преступного”: убийства, кражи, грабежи, разбои, изнасилования и т. д. А именно эти нормы, слава богу, в новом УК получились достаточно отшлифованными. Можно, конечно, предположить, что рано или поздно заработают такие нормы, как лжепредпринимательство (ст. 170), злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177), злоупотребления при выпуске (эмиссии) ценных бумаг (ст. 185), фиктивное банкротство (ст. 197) или, скажем, организация преступного сообщества (ст. 210). Что касается целого ряда экзотических норм из главы “Экологические преступления” или главы “Преступления в сфере компьютерной информации”, то их в судебной практике увидим не скоро.

В целом, новый Уголовный кодекс России - это добросовестно сработанный, отвечающий духу сегодняшнего времени законодательный акт. Он не переживет века, но и не рассчитан на это. Его предназначение в другом. Он призван сыграть роль законодательной основы для борьбы с традиционными и новыми видами преступности в пореформенный период развития российского государства.

Автор: Александр КОРОБЕЕВ, зав. кафедрой уголовного права юридического института ДВГУ, доктор юридических наук, профессор