Мало отдать голос, нужно его хорошо сосчитать

Избиратель сделал свое дело, избиратель может уйти – до следующих выборов. Напротив, для членов избирательных комиссий, занятых окончательным подсчетом голосов и проверкой бюллетеней, горячее время страды продолжается. Однако едва ли до конца недели, когда объявят официальные итоги выборов-99, в списки избранных будут внесены существенные коррективы.

22 дек. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №709 от 22 дек. 1999

Избиратель сделал свое дело, избиратель может уйти – до следующих выборов. Напротив, для членов избирательных комиссий, занятых окончательным подсчетом голосов и проверкой бюллетеней, горячее время страды продолжается. Однако едва ли до конца недели, когда объявят официальные итоги выборов-99, в списки избранных будут внесены существенные коррективы.

На вчерашний день невозможно было получить результаты муниципального плебисцита во Владивостоке - по причине загруженности избиркомов приоритетными выборами губернатора и депутата Госдумы, но даже и в этой весьма туманной области существуют ориентиры. Есть и еще один вопрос, который требует времени для своего разрешения – представительство Приморья в Госдуме за счет федеральных списков партий и объединений.

В спасительных объятиях “Медведя”

Феноменальные достижения избирательного объединения “Медведь” стали сюрпризом для московских аналитиков, но не для Приморья. Напомним, что у истоков создания “губернаторского” блока, изначально названного “Единство”, стоял наш Евгений Наздратенко, и его влияние, умноженное на “чеченский фактор” и раскрученный имидж Владимира Путина, обеспечили “медведям” 28,01 процента голосов приморцев. Это на 4,64 процента больше, чем в среднем по стране. Занявшее второе место после коммунистов “Единство” вместе с депутатами-одномандатниками может рассчитывать на 80-90 мест в Госдуме. Не исключено, что одно из них будет принадлежать первому вице-губернатору Константину Толстошеину, занимающему третью строчку в региональном списке.

В целом влияние региональных властей на формирование российского парламента трудно переоценить. Недруги Кремля утверждают, например, что успех “Медведя” обеспечили дотационные территории Сибири и Дальнего Востока. В свою очередь, СПС получил второе место в Саратовской области за счет авторитета губернатора Титова, члена координационного совета правых. А третье утешительное место некогда амбициозного блока “Отечество”-“Вся Россия” достигнуто за счет голосовавших за Лужкова москвичей и шаймиевского Татарстана. Самый яркий пример – это 79 процентов голосов, отданных за ОВР в Ингушетии Руслана Аушева. В Приморье же блок Лужкова - Примакова едва-едва преодолел пятипроцентный барьер – 5,64 процента при 12 с лишним процентов в среднем по стране. Любому уличному фонарю понятно, что причина этого провала лежит в персоналиях местного руководства ОВР. Возглавляющие региональный список блока Светлана Орлова и Сергей Дудник не слишком популярны в крае, при этом нельзя сказать, чтобы они разбились в лепешку, агитируя за свою политическую “крышу”. Похоже, что у Лужкова - Примакова свои оценки ситуации в Приморье, и они даже смогут использовать бесценный лоббистский опыт Орловой в своей парламентской фракции (ориентировочно – до 70 мест в Госдуме).

Аплодисментов заслуживают матерые коммунисты Светлана Горячева и Владимир Гришуков, не удовлетворившиеся гарантированными мандатами по федеральным спискам и победившие в Уссурийском и Арсеньевском округах соответственно. Светлану Петровну ее избиратели просто любят, давно и сильно: она получила свои 50,6 процента, не оставив надежд хорошему человеку Валерию Яшину, заместителю начальника приморской милиции. Гришукову же пришлось выдержать напряженный бой с Юрием Серебряковым, отставшим в итоге всего лишь на три десятых процента (25,02 и 24,71 соответственно).

Скромное обаяние оппозиции

Местные политические аналитики, рассматривающие ситуацию в Приморье изнутри, сходятся в мнении, что “антигубернаторская оппозиция” оказалась не более чем предвыборным мифом. На вчерашний день соотношение посчитанных голосов Евгения Наздратенко и Александра Кириличева составило 65,83 против 19,35 процента. Отметим, что четыре года назад Евгений Иванович получил на губернаторских выборах практически столько же голосов приморцев – 69,57 процента.

Вероятно, предполагаемые московские кураторы приморского “сопротивления” предвидели такой безнадежный для них расклад, и обещанные чубайсовские миллионы в крае если и увидели, то только на экране НТВ или ТВЦ в сюжетах на приморские темы. Вообще создалось впечатление, что вся кампания “оппозиции” была проведена на карманные деньги Александра Кириличева – в дешевых газетах и в бесплатных эфирах. Кстати, позавчера то же НТВ сообщало о том, что вместо Кириличева и членов его семьи проголосовал якобы кто-то другой, и отнюдь не за его кандидатуру. Вчера крайизбирком сообщил корреспонденту “В”, что официального заявления об этом нарушении в комиссию пока не поступало.

Рассыпавшийся едва ли не в момент создания союз Кириличева – Орловой – Ведерникова - Черепкова провел всю предвыборную кампанию по принципу “от противного”, в расчете на ошибки власти. Ошибки, как теперь ясно, были, был и соответствующий резонанс в СМИ, то есть бесплатная реклама “оппозиционеров”. Но это была дробина для слона. Существует предположение, что Кириличев и компания на самом деле работали в расчете на выборы 2003 года, когда Евгений Наздратенко уйдет в отставку после второго срока. Если это верно, то будущие соискатели постов и мандатов должны усвоить – выборов “на халяву” уже не бывает.

Автор: Александр КАРТАШОВ, "Владивосток"