Рыбный день в правительстве

Вчера Евгений Наздратенко выступил на заседании правительства России по вопросу эффективности рыбной отрасли. В частности, приморский губернатор отметил:

10 дек. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №704 от 10 дек. 1999

Вчера Евгений Наздратенко выступил на заседании правительства России по вопросу эффективности рыбной отрасли. В частности, приморский губернатор отметил:

- Моя обеспокоенность рыбацкими проблемами связана в том числе и с тем, что рыбная промышленность дает треть промышленного производства нашего края, соответственно наполняет бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, дает работу почти 80 тысячам человек, обеспечивает существование развернутой социальной инфраструктуры и поддерживает жизнь в десятках рыбацких монопоселков.

С другой стороны, я полагаю, мне дает право говорить вообще о рыбацких проблемах то обстоятельство, что Приморский край производит почти треть российской пищевой рыбопродукции и более половины всей российской кормовой рыбной муки.

Безусловно, у нас есть проблемы во взаимоотношениях с Госкомрыболовством, как, полагаю, они есть у всех регионов с федеральными органами власти. Но главное, в чем мы едины с Госкомрыболовством и что, я думаю, нам позволит решить наши совместные проблемы - это то, что мы считаем необходимым усиление роли государства в управлении рыбохозяйственным комплексом страны.

Прошедшие годы реформ и наш рыбацкий опыт даже на уровне края или бассейна показали, что рыбохозяйственная деятельность, может быть, больше, чем какая-либо другая, нуждается в достаточно жесткой системе государственного регулирования. Об этом же говорит и опыт передовых рыбохозяйственных стран.

С одной стороны, это связано с тем, что во всех странах мира, в том числе и в России, основа основ рыбной отрасли - это ее сырьевая база, или водные биологические ресурсы, находится в ведении федерального правительства.

С другой стороны, специфика рыбацкой деятельности, связанной с круглогодичным нахождением большого количества людей в условиях открытого моря и необходимостью обеспечения безопасности этих людей, требует жесткой регламентации такого рода деятельности.

Усиление роли государства, а в определенной мере и Госкомрыболовства в управлении отраслью, мне думается, можно начать с того, что восстановить статус министерства рыбного хозяйства, существовавший в нашей стране до реформ. Поверьте, рыбное хозяйство - это сложнейший конгломерат подотраслей, включающий в себя добычу, обработку, транспортировку и хранение рыбопродукции, судоремонт, производство тары, орудий лова, промысловых механизмов и еще целый ряд вспомогательных производств, и управлять этим хозяйством даже на уровне края, тем более в нынешних рыночных условиях, достаточно сложно.

Вообще, говоря о роли государства в управлении рыбным хозяйством, по-видимому, следует иметь в виду не только рациональное использование водных биоресурсов, не только рост производства рыбной продукции и не только обеспечение занятости населения. Полагаю, что сегодня наиболее важной задачей рыбной промышленности является обеспечение необходимого уровня продовольственной безопасности страны. Думаю, что со мной согласятся все присутствующие - обеспечение безопасности нашей страны, в том числе и продовольственной безопасности, является важнейшей проблемой сегодняшнего дня.

Опыт последних лет показал, что иностранные инвесторы идут в рыбную промышленность России с единственной целью - внедриться на российские водные биоресурсы и поставлять рыбопродукцию на мировой рынок. При этом иностранцев совершенно не интересуют ни сохранность наших ресурсов, ни жизнь в наших поселках, ни тем более продовольственная безопасность России. И хотя мы продолжаем работать с зарубежными инвесторами, пытаясь найти взаимовыгодные варианты, основная надежда все-таки у нас на собственные силы.

Я понимаю, что в условиях острого дефицита бюджетных средств нереально рассчитывать на крупные инвестиции в рыбную отрасль со стороны нашего государства. Именно поэтому я выношу на рассмотрение этого высокого совещания только те предложения по поддержке рыбной отрасли, которые не требуют серьезных государственных затрат. Некоторые из них вообще не требуют никаких материальных ресурсов со стороны государства, но должны повысить эффективность рыбацкого производства.

Мы также считаем, что необходимо восстановить систему госпоставок рыбопродукции по схеме поставки - одновременный зачет федеральных налогов на всю сумму поставки. В настоящее время рыбопродукция до спецпотребителя (МО, МВД, Минюст, Госрезерв и т.д.) поступает через цепочку посредников, постепенно теряя качество и возрастая в цене, в результате чего армия и другие государственные потребители получают рыбу худшего качества и зачастую в два раза меньше, чем можно было бы получить на отпущенные государством деньги напрямую. Обратное прохождение средств до рыбаков идет через цепочку коммерческих банков, каждый из которых тоже хочет иметь свою долю. В результате рыбаки получают деньги с большой задержкой, что в условиях дефицита оборотных средств сопровождается штрафами за несвоевременную уплату налогов. Иными словами, в этом случае теряют все: государство и рыбаки. Внедрение наших предложений позволит решить обе проблемы.

По-видимому, необходимо снизить ставку НДС с 20 до прежних 10 процентов на все виды рыбопродукции, кроме деликатесной. Освободить от НДС импортные поставки рыбопромыслового флота, оборудования и запчастей.

Необходимость оплаты НДС на суда, приобретенные за рубежом, заставляет судовладельцев эксплуатировать эти суда без захода в российские порты. В этом случае все средства, расходуемые на оплату портовых работ, судоремонт, получение судового снабжения остаются в зарубежных портах, опять же стимулируя экономику других стран, но не России.

Мы считаем, что рассматриваемый в настоящее время в правительстве вопрос о таможенном оформлении рыбопродукции, полученной в экономической зоне России, может повлечь за собой негативные последствия, связанные с дальнейшими осложнениями при работе российского рыбного флота в экономических зонах других государств. С другой стороны, мы, безусловно, заинтересованы в ужесточении контроля за рыбохозяйственной деятельностью в нашей экономической зоне. Проведенный администрацией Приморского края анализ показывает, что иностранные суда в среднем в пять раз занижают фактические уловы, вылавливают в столько же раз больше, чем им выделяется квот. Это ведет к подрыву сырьевой базы Охотского моря - важнейшего рыбопромыслового района России, нанесению нашей стране непоправимого экономического ущерба. В начале 1998 года я обращался по этому вопросу к президенту и председателю правительства Российской Федерации и в начале текущего года вторично к президенту, но, к большому нашему сожалению, проблема не решается, а наши национальные ресурсы уничтожаются.

Необходимо восстановить бассейновый принцип управления рыбным хозяйством Дальнего Востока через унитарное предприятие, находящееся во Владивостоке и возглавляемое заместителем председателя Госкомрыболовства, а также восстановить бассейновый принцип функционирования науки, исследующей сырьевую базу, под единым руководством ТИНРО-центра.

С началом реформ был разрушен механизм государственного управления рыбохозяйственным комплексом Дальнего Востока. В то же время бассейн, разные регионы которого осваивают одни и те же популяции объектов промысла, нуждается в постоянной координации своей рыбохозяйственной деятельности. То, чего не видно из Москвы и по поводу чего Москве нужны разъяснения, становится очевидным здесь на месте сразу. Задержка с принятием решений во многих случаях несет государству и рыбакам огромные потери. Такие же огромные потери несет государство из-за раздробленности рыбохозяйственной науки.

Нас остро беспокоит проблема с растаскиванием российского рыбопромыслового флота. Особенно откровенно и совершенно нагло данная проблема проявилась на примере разграбления и передачи под иностранный контроль некогда крупнейшего российского транспортировщика рыбопродукции “Востоктрансфлота”. Мы почти год бьемся над этой проблемой, и тем не менее транспортный флот, в том числе составляющий значительную долю мобилизационного резерва нашей страны, продолжает уходить за рубеж. Я признателен руководству правительства, которое дало поручение МВД, ФСБ и Минюсту Российской Федерации разобраться наконец с этой проблемой, остановить разграбление российского флота, выявить истинных “героев” этих махинаций и применить к ним все необходимые меры государственного воздействия. К сожалению, поручение от 24 ноября, по-видимому, не выполняется. Во всяком случае мне известно, что во Владивосток по вашему поручению еще никто не приезжал.

И, наконец, последнее. В последние годы мы наблюдаем совершенно поразительный рост сепаратизма, местничества, который охватил большинство регионов нашей страны. Применительно к регионам Дальнего Востока это выражается в следующем.

Структура рыбной отрасли Дальнего Востока исторически сложилась таким образом, что основные производственные мощности по добыче рыбы и морепродуктов, их переработке в море и транспортировке готовой рыбопродукции сосредоточены в Приморском крае.

Это вызвано следующими благоприятными экономическими условиями: в Приморском крае сосредоточены выходные на Транссибирскую железную дорогу рыбные порты Владивосток, Находка и Зарубино. Здесь более низкие цены на материально-техническое снабжение. Затраты на оплату труда рыбаков в Приморском крае ниже, чем в остальных субъектах федерации Дальнего Востока.

Основная сырьевая база дальневосточных рыбаков сосредоточена в Охотском и Беринговом морях. В настоящее время, по-своему трактуя принятые законы “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации” и “О континентальном шельфе Российской Федерации”, администрации Камчатской и Магаданской областей, Корякского и Чукотского национальных округов проводят целенаправленную работу по распределению квотируемых видов рыб преимущественно своим регионам, а остальным по остаточному принципу.

Благодаря этому Приморский край совершенно необоснованно лишился в прошлом году при распределении крабовых квот общим объемом почти в 2 тысячи тонн. Аппетит приходит во время еды. В этом году северные регионы точно так же вопреки сложившейся и отработанной практике пытаются урезать нас еще на 2400 тонн краба и 16 тысяч тонн минтая. Администрация Камчатки пытается закрыть промысел приморских рыбаков в традиционной для нашей работы Петропавловско-Командорской подзоне. То же самое пытается сделать администрация Сахалина в отношении Курильских островов и Магаданская область в отношении отдельных объектов северной части Охотского моря.

Такая политика наносит значительный ущерб экономике страны в целом, так как имеющиеся производственные мощности в Приморском крае систематически остаются недозагруженными.

Общегосударственные интересы требуют, чтобы Госкомрыболовство жестче отстаивало федеральную политику в распределении ресурсов, имея в виду распределение квот, обеспечивающее полную загрузку имеющихся мощностей, устранение спекуляции биоресурсами на межрегиональном уровне, повышение эффективности общественного рыбохозяйственного производства, повышение уровня продовольственной безопасности нашей страны.

Автор: Отдел новостей "В"