Генерал политической карьеры

Вчера из Владивостока в Москву одним рейсом с губернатором Приморья Евгением Наздратенко вылетел экс-премьер России Сергей Степашин, завершивший свое предвыборное турне по Сибири и Дальнему Востоку. Второй за этот год визит Степашина во Владивосток произвел впечатление бледной тени первого, когда Сергея Вадимовича принимали по самому высшему разряду. Недолгий фаворит Кремля (срок его премьерства не дотянул даже до 100 дней) гостил во Владивостоке в конце июля во время одного из наиболее значимых для Приморья праздников - Дня военно-морского флота. Степашин купался в Амурском заливе и в позитивных эмоциях благодарных за внимание к себе приморцев.

9 дек. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №703 от 9 дек. 1999

Вчера из Владивостока в Москву одним рейсом с губернатором Приморья Евгением Наздратенко вылетел экс-премьер России Сергей Степашин, завершивший свое предвыборное турне по Сибири и Дальнему Востоку. Второй за этот год визит Степашина во Владивосток произвел впечатление бледной тени первого, когда Сергея Вадимовича принимали по самому высшему разряду. Недолгий фаворит Кремля (срок его премьерства не дотянул даже до 100 дней) гостил во Владивостоке в конце июля во время одного из наиболее значимых для Приморья праздников - Дня военно-морского флота. Степашин купался в Амурском заливе и в позитивных эмоциях благодарных за внимание к себе приморцев.

По мнению Сергея Степашина, в предвыборной войне “мочат” коряво и грязно

Занимая гостевое место на пресс-конференции в отеле “Версаль”, Сергей Степашин позволил себе отметить печальную разницу между двумя визитами в один город. Степашин был представлен журналистам главой Приморского отделения избирательного объединения “ЯБЛоко” Ярославом Семенихиным, после чего сказал: “В первый раз я был у вас в другом ранге, и другие люди меня представляли”. По большому счету Ярослав Николаевич, будучи гендиректором ДВНИИМФа, профессором, академиком и капитаном дальнего плавания, мог бы и обидеться на не совсем тактичное брюзжание обитателя политического олимпа. Но обиженным выглядел скорее Степашин. Возможно, ему недоставало внимания первых лиц Приморья, поскольку по причине недомогания губернатора была перенесена на время перелета в Москву беседа с Евгением Наздратенко. Но помимо первой фразы все остальные высказывания лидера “ЯБЛока” были воплощением политкорректности.

На среду было назначено подписание союзного договора с Белоруссией, и журналисты не замедлили с просьбой прокомментировать это событие. Степашин отметил, что поспешные негативные оценки свидетельствуют о полном незнании текста договоренности:

“Это не договор о создании союза, это документ о намерениях по созданию союзного государства”. Он также сказал, что “для реального формирования союза двух братских славянских народов России и Белоруссии важен не столько документ, который может быть подписан в среду, 8 декабря, сколько успешная реализация межправительственной программы экономической интеграции, подписанной в середине этого года”.

По мнению экс-премьера, создание полноценного союза двух стран станет реальным только после предусмотренной данной программой унификации законодательств двух республик, в частности, налоговой и таможенной систем, введения общей валюты.

После выполнения всех этих условий, считает Степашин, можно будет говорить о решении чисто политических вопросов, в частности, о выборе формы государственного устройства союза двух стран - будет ли это единое государство или конфедерация, а также о внесении необходимых изменений в Конституции России и Белоруссии. Но вопрос политической интеграции нужно решать только после пяти расчетных лет выполнения программы экономической интеграции.

Экс-премьер подчеркнул, что как генерал-полковнику для него особенно важен военный аспект проблемы. Он убежден, что “России в любом случае необходимо устраивать свои интересы в Европе с точки зрения стратегических приоритетов”. При этом он подчеркнул, что это “невозможно сделать без тесного союза с Белоруссией”. На территории Белоруссии, напомнил Степашин, находятся уникальные стратегические объекты со времен бывшего СССР, использование которых станет особо важным “в условиях известного стремления стран Балтии в НАТО, а также жесткой позиции, которую занимает североатлантический альянс в отношении Югославии и по Чечне”.

Как человек военный, хотя и получивший генеральские погоны на внутренней службе, экс-премьер не преминул поделиться своей точкой зрения по чеченскому вопросу. Степашин заявил, что для Чечни не нужен “никакой особенный” статус. “Чечня получит все права и обязанности субъекта РФ”, - подчеркнул он. Комментируя вопрос о независимом статусе Чечни, кандидат сказал: “Если так подходить, то скоро мы и Приморье отдадим китайцам”.

Экс-премьер согласен с тем, что военная операция в Чечне, в том числе и освобождение населенных пунктов от бандформирований, будет завершена “к концу этого месяца или в январе”. Однако, по его мнению, следующий этап обещает быть более сложным: “Это будет партизанская война с боевиками, укрывшимися в горах”. Степашин признал, что чеченские боевики “имеют большой опыт ведения действий против федеральных сил” с применением диверсий на знакомой им территории. Сейчас, подчеркнул кандидат в депутаты, перед российскими военными стоит задача исключить возможность повторения таких террористических актов, как рейд отряда Шамиля Басаева на Буденновск.

Заявив, что чеченскую проблему нужно решить до конца, чтоб больше не было необходимости к ней возвращаться, Степашин подчеркнул, что сегодня “нет никакого смысла” вести переговоры с чеченским президентом Асланом Масхадовым, так как “этот человек не располагает реальной властью”. По мнению экс-премьера, именно в Чечне “проверяется сила России, утверждается ее авторитет на международной арене. Некоторые страны попытались проверить наше государство на прочность, но получили достойный отпор. Всем нужно понимать, что Чечня - внутреннее дело России”.

Ну а в качестве публичного политика и кандидата в депутаты Госдумы Сергей Вадимович разразился пространной филиппикой по поводу необходимости обуздания “информационного террора”, обрушившегося на головы избирателей в активной фазе предвыборной кампании. Степашина смущает, что граждане, открывая газеты или переключая каналы, заранее знают, кого в них будут опускать и “мочить”, а кого поддерживать. “Все это достаточно коряво и достаточно грязно”. Экс-премьер подчеркнул, что власть не должна вмешиваться в деятельность СМИ, тем не менее он “попросил Владимира Путина как своего старого товарища не отстраняться от проблемы “промывания мозгов” избирателей”. Степашину хотелось бы, чтобы выборы были выборами, а не войной, поскольку “уничтожение политических оппонентов любыми средствами - это не демократия”.

На немного странный вопрос корреспондента одной из так называемых “оппозиционных” газет, не был ли Степашин отстранен от премьерства из-за негативной реакции некоторых американских газет на его визит в США в компании с губернатором Приморья, Сергей Вадимович ответил следующим образом: “Меня отставили не по этому поводу. Я не вписался в президентскую конфигурацию. Еще по пути в Америку я беседовал с послом США в России Коллинзом, который предупреждал меня о готовящихся публикациях, я даже читал заранее статьи. Но состав делегации определял я, поэтому я его и определил. Евгений Наздратенко был абсолютно необходим в этой поездке, поскольку были вопросы по региональному сотрудничеству, например, в Сиэтле. В ответ на предупреждение Коллинза о нелюбви к фамилии Наздратенко я привел ему несколько фамилий американцев. Кстати, программа визита тогда была выполнена полностью”.

Автор: Александр КАРТАШОВ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"