Луч света от “ЛуТЭКа”

1 декабря исполняется два года с того дня, когда в Лучегорске родилось новое предприятие – ЗАО “Лучегорский топливно-энергетический комплекс”. Впрочем, новым оно оказалось не только для Приморья, но и в целом для всей России, поскольку подобных энергоугольных компаний в нашем государстве до того момента просто не было.

1 дек. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №698 от 1 дек. 1999

1 декабря исполняется два года с того дня, когда в Лучегорске родилось новое предприятие – ЗАО “Лучегорский топливно-энергетический комплекс”. Впрочем, новым оно оказалось не только для Приморья, но и в целом для всей России, поскольку подобных энергоугольных компаний в нашем государстве до того момента просто не было.

“Лучегорский топливно-энергетический комплекс” отмечает день рождения

Думаю, что для полного прояснения ситуации в ТЭКе Приморья на момент рождения “ЛуТЭКа” будет нелишним вспомнить зябкие и темные зимы 1996-97 годов, когда в городах и селах района ежедневно на 7-10 часов отключалась электроэнергия. Кто пережил те две жуткие зимы, до сих пор вспоминает их как кошмарный сон. Но произошли некоторые события, которые в корне изменили ситуацию и посеяли надежду, что подобные издевательства над людьми больше не повторятся: 6 мая 1997 года в Москве было подписано правительственное решение о создании первой в России энергоугольной компании на базе Приморской ГРЭС, угольного разреза и железнодорожного управления в Лучегорске. Инициаторами появления этого документа явились генеральный директор Приморской ГРЭС Вальтер Козлов, губернатор Приморья Евгений Наздратенко и тогдашний глава Минтопэнерго Сергей Кириенко. Задача, поставленная этим документом, была простой и четкой: за счет структурной перестройки ТЭКа на севере Приморья, где уголь лежит чуть ли не возле проходной электростанции (подобных аналогов трудно найти даже в нашей богатейшей стране), наладить бесперебойное обеспечение Приморского края электроэнергией.

Сейчас это уже история, но тогда положение было действительно катастрофическое. Неуклонно снижалась добыча угля в Приморье, и он становился непомерно дорогим. Приморские электростанции все чаще переходили на более дешевый сибирский уголь, а шахтерские коллективы сотрясали социальные конфликты. Не минули эти беды и лучегорских энергетиков: на местном угольном разрезе прежде самый дешевый уголь стал искусственно повышаться в цене, а добыча его неуклонно снижаться. В 1997 году здесь добывали угля уже в два раза меньше, чем 8-10 лет тому назад, а цена его приблизилась к цене привозного сибирского угля, калорийность которого к тому же была в два раза выше лучегорского. Энергетики оказались в положении, когда стало выгоднее привозить уголь за тысячи километров, но не брать в разрезе “за калиткой” электростанции. Однако и тут палка оказалась о двух концах: чтобы загрузить “Приморку” работой в полном объеме за счет привозного угля, пришлось бы полностью забить восточную часть Транссиба составами с сибирским углем - ведь не на привозной, а местный уголь была изначально сориентирована проектировщиками эта крупнейшая на Дальнем Востоке тепловая электростанция. Поэтому с падением добычи местного угля начало падать и производство электроэнергии, многомесячными стали задержки зарплаты. Летом 1997 года шахтеры вообще сели на рельсы, а энергетики залегли на бессрочную голодовку. Конфликт был с трудом погашен: люди получили зарплату за прошлые месяцы, но остались без заработка за недели забастовки.

- Ситуация была очень сложной, - вспоминает генеральный директор ЗАО “ЛуТЭК” Вальтер Козлов. - Но уже тогда даже простые рабочие стали понимать, что одними забастовками и голодовками дела не поправишь. Но и создание энергоугольной компании тоже оказалось делом непростым: разные отрасли, различная ведомственная подчиненность, разные формы собственности. В конце сентября должно было состояться собрание акционеров “Приморскугля”, в состав которого входили тогда Лучегорский разрез и железнодорожное транспортное управление. Просочилась информация, что на этом собрании угольщики должны дать бой правительственному решению от 6 мая 1997 года и тем самым похоронить саму идею объединения угольщиков и энергетиков в Лучегорске в единую энергоугольную компанию. Но за день до этого собрания во Владивостоке появился Кириенко, собрал акционеров-угольщиков и убедил их не противиться новому перспективному начинанию…

А на следующий день Сергей Владиленович уже был в Лучегорске вместе с Евгением Ивановичем и Вальтером Викторовичем, посмотрел электростанцию, первый угольный разрез и еще недостроенный второй и уже воочию убедился, что затеянное дело действительно стоящее. А потом уже, в Москве, он помог завершить процесс объединения разноведомственных предприятий. И самое трудное - забрать у собственника РАО “ЕЭС России” “дочку”, то есть Приморскую ГРЭС.

Два года, поистине оказавшиеся для энергетиков и угольщиков Лучегорска революционными, позади, и уже можно подводить какие-то итоги. А они впечатляют. Добыча самого дешевого на Дальнем Востоке угля за это время поднялась до 7 миллионов тонн в год, а выработка самой дешевой в Приморье электроэнергии (в два раза дешевле, чем на электростанциях “Дальэнерго”) достигла уровня 5 миллиардов киловатт-часов.

- На следующий год нам уже поставили задачу выработать 5,45 миллиарда, - говорит Вальтер Викторович. - И мы ее выполним. А ведь в самом начале Сергей Владиленович говорил мне: “Достигнете выработки 4 миллиардов - будете рентабельными и выживете”. Недавно, когда он приезжал во Владивосток, мы снова встретились с ним, и я напомнил ему эти слова…

Одним словом, энергоугольная компания ЗАО “ЛуТЭК”, пионерное предприятие такого типа во всей России, состоялась. Причем следует учесть, никто ей не обеспечивал условий особого благоприятствования, и она по-прежнему и наравне со всеми варится в адском котле российского рынка, полузадушенная неплатежами за проданную электроэнергию и все же умудряющаяся содержать энергетическое оборудование в надлежащем состоянии (паспорт готовности к несению осенне-зимнего максимума нагрузок получен за № 2 в середине ноября), повышать неуклонно добычу угля (за два года почти на 2,5 миллиона тонн) и выработку электроэнергии (более чем на 1 миллиард киловатт-часов). И притом надо учесть еще одно обстоятельство: здесь уже длительное время задержка выплаты зарплаты колеблется на уровне 7-8 месяцев. Где вы еще найдете в ближайшем российском окружении подобное предприятие?

- Нам должны уже почти под миллиард рублей за поставленную электроэнергию, - с возмущением говорит Вальтер Козлов. - Только “Дальэнерго” задолжало более 750 миллионов. Недавно на профсоюзной конференции транспортников мне даже слова в оправдание не дали сказать, и лишь один вопрос в глазах рабочих: когда отдашь заработанное? Условие поставили: месяц еще будут ждать. А потом? И в то же время “Дальэнерго”, не возвращая нам долг, которого хватило бы на всю невыплаченную зарплату, уводит наши деньги с транзитного счета на другие адреса – имеем мы такие факты. Как будто специально нагнетают обстановку накануне выборов, разжигая социальную напряженность в нашем коллективе. Кому-то, наверное, это выгодно? Давайте посмотрим трезво на ситуацию: Лучегорск дает 800-850 мегаватт, ТЭЦ-2 во Владивостоке - 200, Артем - 95, Партизанск - 75. И вдруг обвалятся эти лучегорские киловатты, составляющие 65-70 процентов потребления электроэнергии в Приморье? А ведь нас ведут к этой беде, боюсь сказать, умышленно. 30 ноября созывают профконференцию угольщики Лучегорска, и тема все та же - 7-8-месячная задержка зарплаты…

Конечно, два года - дата не юбилейная. Хотя в немалой степени этапная. Уверен, руководству ЗАО “ЛуТЭК” с помощью краевых властей все же удастся избавиться от наброшенной на них удавки неплатежей, а недоброжелателям, если они все же и есть, никто не позволит на чужой беде нажить политический капитал. Время, по-моему, другое наступает. А если и не наступило еще, то вот-вот грянет.

- Мы переживем эту зиму, - убежденно говорит Вальтер Викторович, - хотя и будет очень трудно. Но дальше должно быть легче – грядут существенные перемены на рынке электроэнергии. Навести порядок в купле-продаже можно только с помощью прямых договоров с платежеспособными потребителями, с крупными предприятиями, частично с Владивостоком. И “Дальэнерго” тогда из довольно недобросовестного перекупщика электроэнергии превратится в обычного партнера, занимающегося только ее транзитом по установленным тарифам.

Автор: Виктор ХОЛЕНКО, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"