“Мы за ценой не постоим”

Продавщица, нахохлившись, стояла на продуваемом ветрами баляевском базаре: “Девушка, купите курочку на обед”. На прилавке грудой лежали тушки михайловских цыплят, не успевших стать курочками, стоили они 39.50 за кило. Рядом на прилавке цыплята шли по 35 рублей. “Почему такая разница?”- не удержавшись, поинтересовалась у продавца. “Так у соседки они уже зеленые, потому и с уценкой идут”, - доверительно зашептала та. Буквально через метр те же самые михайловские цыплята встретились по 40 рублей. Разница - мелочь, а неприятно.

23 нояб. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №693 от 23 нояб. 1999

Продавщица, нахохлившись, стояла на продуваемом ветрами баляевском базаре: “Девушка, купите курочку на обед”. На прилавке грудой лежали тушки михайловских цыплят, не успевших стать курочками, стоили они 39.50 за кило. Рядом на прилавке цыплята шли по 35 рублей. “Почему такая разница?”- не удержавшись, поинтересовалась у продавца. “Так у соседки они уже зеленые, потому и с уценкой идут”, - доверительно зашептала та. Буквально через метр те же самые михайловские цыплята встретились по 40 рублей. Разница - мелочь, а неприятно.

- сегодня смело заявляет отечественная торговля

Дорогое удовольствие

“Ну почему в этом магазине (обычно ближайшем к дому) все так дорого, а где-нибудь у черта на куличках почти даром?” - наверняка не раз задавались вы вопросом, отправляясь с сумками на продуктовую базу или рынок. Здесь бойко идет торговля, выстраиваются очереди, а в районных магазинах продавцы скучают. Сюда заглядывают по необходимости, а заполнять холодильник отправляются туда, где подешевле.

Корреспонденты “В” объехали несколько оптовых баз, рынков и магазинов города. Продукты везде одинаковые, а вот цены отличаются, да еще как! Разница в один-два рубля обычно глаз не режет, а в 10-20, согласитесь, ощутимо бьет по карману.

Переезжая из одного района города в другой, продукция успевает заметно подрасти в цене. Так, михайловские цыплята с баляевского рынка, переехав на стадион “Строитель”, становятся “легче” на четыре рубля, то есть здесь заплатите 35 с копейками за кило. Самые дорогие благовещенские цыплята идут по 38 рублей.

Крестьянское масло и сыры, наоборот, дешевле покупать на баляевском рынке, масло там стоит 62 рубля, сыр “Голландский” - 55, “Российский” - 65, на “Строителе” к цене на масло и сыры прибавите три рубля.

И то цена рыночная по сравнению с магазинной - божеская. К примеру, в одном из магазинов на Жигура нам встретились окорока куриные по 40 рублей за килограмм, на базаре они идут по 32-33 рубля.

Особенно кусаются цены в центральных магазинах. В гастрономе “Золотой Рог” знакомый сыр “Российский” стоит уже 85 рублей. В самом престижном магазине города от цены на яйца глаза становятся гораздо больше: везде десяток - 13 рублей, а в этом магазине - 16.50. Маслице”Крестьянское” в гастрономе на Алеутской реализуют по 84 рубля. Кальмар на рынке купите за 28, а в гастрономе “Центральный” уже за 35. Магазинная селедка холодного копчения нам точно не по карману - 50 за кило, эту же аппетитную селедку на рынке можно взять за 34 рубля.

Вареной колбасы дешевле 60 рублей в центральных магазинах практически не встретишь, а на рынке есть и по 40. Естественно, выгодно покупать колбасы в фирменных магазинах. Например, в торговом центре “Искра” и в магазине “Элефант”, что в районе Кутузова, колбаса от производителей продается с минимальной наценкой, да и на остальные продукты здесь сильно цену не накручивают, потому эти торговые точки хорошо известны горожанам.

А вот буквально через дорогу от “Элефанта” расположен магазин “Миланда”. Разница в ценах приличная: у “Элефанта” колбаса “Липецкая” продается по 63 рубля, а в “Миланде” - уже по 80 рублей. В “Элефанте” - очереди, в “Миланде” - тишина. Как говорится, почувствуйте разницу.

Уроните цены на соседей

“Что же вы хотите, мы живем в рынке”, - заметит кто-то. Да, только надбавка в 10-15 процентов - это рынок, а вот в 40-60 - уже беспредел.

Выяснить, сколько продавец накручивает на товар, просто, сравнив оптовые и розничные цены.

Так, на оптовом рынке на Снеговой в прошлую пятницу окорока США продавали по 29 рублей за килограмм, в районе Второй Речки по 26.70. Кальмар на Снеговой стоил 25 рублей, а можно взять и за 23, селедка холодного копчения - 33 рубля. Сыры алтайские оптовики реализуют по 51-56 рублей за килограмм, масло сливочное по 57-61 рубль. Сравните с ценами магазинными и получится: втридорога мы покупаем!

Свои высокие цены крупные магазины оправдывают дорогой арендной платой, расходами на свет, отопление, охрану, да и налоги у них больше, чем у уличных торговцев.

Только есть на этот счет и другое мнение. Его нам пришлось выслушать не раз.

“Огромные надбавки делаются от жадности”, - считает частный предприниматель Надежда Геннадьевна. Она имеет свой ларек на одном из рынков города. Нередко к этой торговой точке выстраивается очередь: цены на продукты здесь доступны и для работающих, и для пенсионеров.

- Конечно, сравнивать мой ларек с большим магазином нельзя. Да, у них арендная плата высока, но и обороты больше, - объясняет Надежда Геннадьевна.- Однако своих преимуществ магазины не используют. Зачем делать большие накруты? Накинь не 30 процентов, а 10, уронишь цены и таким образом избавишься от соседей-конкурентов. Я своими низкими розничными ценами вычеркнула три торговые точки, что стояли рядом. Одни мои знакомые в киоске сигареты продают на 50 копеек дороже по сравнению с оптовой ценой, таким образом они извели своих ближайших конкурентов - торгующих на улице бабушек, которые сверху берут рубль. Я считаю, что будущее торговли в малых накрутах, в торговле с оборота. Вот я масло, сыры сама привожу с Алтая. Иногда приходится брать здесь у перекупщиков, тогда продукты обходятся дороже, но все равно много не накидываю - максимум 9 процентов. У покупателей нет денег. Если продавать дороже, то и прибыль получается в несколько раз меньше. У кого есть мозги, тот это понимает.

Кстати, рост цен - вина не только жадных торговцев.

На рынке стадиона “Строитель” разговорились с частным предпринимателем Тамарой Федоровной. Два года она стоит за прилавком. Вот как она объяснила нынешнюю ситуацию на рынке:

- Да как ценам не расти. Посмотрите, - протягивает накладные Тамара Федоровна. - 7 ноября окорока я покупала по 26.50, продавала по 30. На следующий день на базе окорока подорожали на сорок копеек, мы цену не подняли. А 11-го окорочка пришлось закупить уже по 30 рублей, продавать по 33. Вот так. А почему на оптовом рынке цены ежедневно растут - непонятно.

Удивительно, как закупленные по одной цене окорочка ежедневно прибавляют в стоимости. Что на них, как на банковский вклад, набегают проценты? Или оптовики каждый день реализуют новую партию?..

Государство в государстве

Теперь нам всем ясно, что ценовой политикой в государстве сегодня занимаются оптовики и продавцы - кто во что горазд. Власть от этого дела самоустранилась в марте 1995 года, когда вышло постановление РФ “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)”, подписанное Черномырдиным.

- Мы тоже хотим, чтобы цены были административно регулируемые, хотя бы в период их обвального роста. Это исключит соблазн постоянного повышения цен,- считает Борис Курдюков, председатель комитета по ценообразованию и контролю за ценами департамента потребительского рынка администрации края. - Но для этого нет правовой базы.

После августовского кризиса в сентябре 1998 года в Приморье было введено государственное регулирование цен на продукты. Оптовики обязаны были задекларировать свои отпускные цены в нашем комитете, после чего мы определяли предельный размер торговой надбавки. Рост цен в октябре-ноябре был приостановлен - с 50 до 5 процентов в месяц. Однако прокуратура края опротестовала действия администрации как несоответствующие закону. И все вернулось на круги своя. Сегодня проследить поступление товара на рынок края мы не в силах.

Понимаете, даже наличие предела торговой надбавки не снижает цены. Регуляцию можно и нужно осуществлять через контроль оптовых цен. Таким образом, администрация края регулирует стоимость хлеба, определяя отпускную цену на зерно и муку. На поступившие в край по товарному кредиту сухое молоко, рис, кукурузу, сою также утверждены твердые отпускные цены. Это позволяет держать цену на рис, молоко, растительное и соевое масло, яйца. В ближайшее время по кредиту в край поступят куриные окорочка, цены на них также будут стабилизированы.

Трудно не согласиться с чиновниками: от оптовиков зависит многое. Но объяснить все только этим было бы слишком просто. Оптовики в Приморье по большому счету одни на сотни магазинов, а вот цены в разных торговых точках все-таки разные. Такое чувство, что иные магазины специально выбирают зарвавшихся оптовиков, предпочитают брать товар через цепь перекупщиков, а не обращаться напрямую к производителям. И все это, чтобы для нас, покупателей, дороже вышло?

А пока нам, наверное, остается ждать, когда несознательные продавцы, магазины-буржуи разорятся... и захлебываться голодной слюной.

Автор: Татьяна Нагорная, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"